Конфликт между Сбербанком и ОАО «КуйбышевАзот» продолжает накаляться. В рамках вексельного дела кредитная организация не вернула предприятию 1,4 млрд рублей. А после серии судебных исков «КуАза» следствие вдруг посадило под домашний арест начальника финансово-экономического управления предприятия. Эксперты полагают, что тольяттинские менеджеры Сбербанка могли расхищать миллиарды под покровительством старшего вице-президента Сбербанка Светланы Сагайдак, которую, видимо, мог покрывать ее шеф Герман Греф.
На днях начальника финансово-экономического управления ОАО «КуйбышевАзот» (КуАз) Ларису Смолеву посадили под домашний арест. Хотя ранее она находилась в СИЗО и могла бы там оставаться еще длительное время, если бы не контррешение Самарского областного суда, изменившего меру пресечения на более мягкую. Смолеву арестовали 18 ноября, когда она явилась на допрос в рамках уголовного дела на экс-руководителя тольяттинского филиала Сбербанка Светлану Лисицыну, подозреваемую в мошенничестве и превышении должностных полномочий.
В КуАзе уже дали понять, что такое развитие событий они расценивают не иначе как попытки давления и угроз в адрес предприятия и его сотрудников. Также существует версия, что президент Сбербанка Герман Греф лично наблюдает за противостоянием с КуАзом и хочет поскорее решить вопрос в свою пользу с помощью правоохранителей.
Корпоративный конфликт начался еще в 2010 году. До этого момента в течение семи лет сотрудничество банка и химпредприятия шло вполне нормально. В 2003 году они заключили договор о партнерстве на рынке ценных бумаг, по которому Сбербанк обязался искать для КуАза покупателей переданных ему своих векселей. Соглашение было оформлено в тольяттинском отделении, возглавляемой ранее Светланой Лисицыной.
Но в 2010 году на очередную просьбу о мене векселей Сбербанк вдруг передал бумаги недавно зарегистрированному ООО «Стикс». А по версии КуАза, деловой партнер перенаправил векселя неустановленным третьим лицам. Фактически, Сбербанк задолжал 1,4 млрд рублей. После того, как на Лисицыну по заявлению компании завели уголовное дело, она была уволена из банка. Правда, это никак не отразилось на возврате долга, а уголовное дело продлевается уже четвертый год. Это дало право экспертам говорить о намеренном затягивании дела, которое следователи могут осуществлять при определенной мотивации от руководства Сбербанка.
Примечательно, что арест Смолевой не поддержала даже Лисицына, заявившая на допросах о ее непричастности к сделкам с векселями. Получается, что потерпевшая сторона целенаправленно обретает статус обвиняемой, дабы дискредитировать конфликтную сторону.
Активные действия Сбербанка начались как раз после обращения «КуйбышевАзота» в суды с исками о взыскании убытков в виде стоимости переданных на комиссию простых векселей на 1,4 млрд рублей. Но Фемида, как и следствие, продолжает, судя по всему, отстаивать интересы ответчика, не вынося положительных решений о расплате по долгам.
В связи с вышеуказанным эксперты склонны видеть во всей этой истории руку самого президента Сбербанка Германа Грефа. Заинтересованность августейшей особы может быть связана с тем, что от подозреваемой Лисицыной дело потянется далеко наверх, вплоть до старшего вице-президента Сбербанка, руководителя блока «Корпоративный бизнес» Светланы Сагайдак. Наблюдатели указывают, что руководитель тольяттинского регионального отделения банка никак не мог провести операцию с векселями на такую огромную сумму без покровительства старших товарищей. Вполне возможно, что Лисицына и другие получили гарантии безопасности. Разумеется, не за бесплатно.
Примечательно, что в рамках расследования следствие выдвинуло версию, согласно которой в 2004-2010 гг. через фирмы, оформленных на родственников Лисицыной, прошло векселей почти на 6 млрд рублей. О подобных сделках не могли не знать зампредседателя Поволжского отделения Сбербанка Евгений Туваев и начальник службы безопасности Николай Жиганов. Но и они вряд ли могли осуществлять многолетние операции без ведома и согласия старших кураторов. В данном случае большинство экспертов называют имена Сагайдак и Грефа.
Ранее СМИ не раз писали о причастности Светланы Сагайдак к отчуждению имущества у заемщиков. К примеру, бывшие сотрудники Сбербанка Вячеслав Похлебин, Павел Коник получили по 3,5 года тюрьмы за вымогательство 100 млн рублей у Константина Вачевских. Они требовали с него деньги за погашение кредита с дисконтом в 52% и обещали сохранность заложенного имущества. По мнению многих экспертов, к указанной криминальной истории могла иметь отношение Сагайдак. Именно она курировала вопросы погашения проблемной задолженности и ранее являлась непосредственным руководителем одного из осужденных Похлебина. Аналитики тут же провели параллель от Сагайдак к президенту Сбербанка Герману Грефу, который не только назначил даму своим замом, но и вручил ей руководство «Сбербанк-Капиталом», не раз подозреваемому в захватах имущества.
По материалам СМИ:http://www.moscow-post.com/economics/gref_poshel_na_printsip16105/