Московский

Монитор
Воскресенье, 5 Декабря 2021 08:15

Спам-акция Банка2Т: вклады любой ценой!

2791
26 апреля 2012 г. 19:13
Олег Ленский

  На днях тысячи москвичей обнаружили в своих ящиках спам от Банка2Т с предложением делать вклады в этом банке. На банковских форумах развернулась дискуссия: насколько эффективен и этичен такой способ продвижения банковских услуг - ведь с коммерческим спамом борются во всем мире? По мнению экспертов, эта история может свидетельствовать если не о серьезном кризисе в банке, то, по крайней мере, о непродуманной маркетинговой стратегии и недостатке ликвидности. 

   
   Негласный девиз такой акции – привлечь вклады любой ценой! Но ни одно серьезное финансовое учреждение таких маркетинговых действий себе не позволяет. Не серьезные – и, прежде всего, те, кто испытывает недостаток средств для проведения нормальных акций – не брезгуют и спам-акциями.

Что ж такое спам и почему он вызывает негативное отношение?  Как свидетельствуют разные источники, спам (англ. spam) — это массовая рассылка коммерческой и иной рекламы или разного вида сообщений (информации) лицам, не выражавшим желания их получать.

Некоторые компании, занимающиеся легальным бизнесом, в том числе, и отдельные банки, рекламируют свои товары или услуги с помощью спама. Привлекательность такой рекламы — низкая стоимость и (предположительно) большой охват потенциальных клиентов. Но такая реклама может иметь и обратный эффект, вызывая вполне обоснованную  настороженность у получателей.

В России спам запрещён «Законом о рекламе» (ст.18, п.1). Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

В официальных комментариях Федеральной антимонопольной службы, уполномоченной осуществлять функции контроля за соблюдением этого закона, указывается  на применимость данной нормы к интернет - рассылкам. За нарушение статьи 18 рекламораспространитель несёт ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Но, похоже, это мало волнует банковских спамеров: на различных форумах в интернете бушуют нешуточные страсти по поводу спам-рекламы отдельных российских банков, которую они рассылают с помощью электронных писем и СМС-сообщений. Как не трудно понять, речь идет  в основном о небольших и провинциальных банках, которые пытаются таким дешевым способом привлечь к себе клиентов.

 И вот в этот список попал и столичный, позиционирующий себя как «банк будущего», Банк2Т.

Конечно, вклады – не кредиты: здесь при маркетинговом продвижении продукта достаточно ограничиться указанием величины ставки по вкладам. Чем она выше, тем депозитная программа привлекательнее для потенциальных клиентов. Однако у этой медали, как и у любой другой, две стороны: высокие ставки по вкладам обычно означают, что банк придерживается достаточно рискованной стратегии: например, работает на фондовом рынке (по определению, не слишком предсказуемом и волатильном) или в сегменте экспресс-кредитования (где маржа по кредитам выше, чем в других сегментах кредитования).

Когда банки предлагают вклады в своих отделениях, или на «наружке», или на телевизионных каналах, обычно подразумевается следующее: клиент заинтересуется предложением и обратится в офис, чтобы узнать подробности. Спам-акции, как считают эксперты, ориентированы на другую реакцию: их инициаторы пытаются охватить максимальное число клиентов, при этом людей, не отличающихся высоким уровнем финансовой грамотности. Людей, способных «клюнуть» на привлекательную цифру процентов, не задумавшись над тем, какой ценой эти проценты будут добываться и какие риски банк может принять на себя в «охоте» за доходностью. Безусловно, такие клиенты могут прийти в любой банк и «стандартным» путем: посмотрев рекламу в «ящике», услышав ее по радио или прочитав сообщение банка в печатных средствах массовой информации. Однако процент беззаботных вкладчиков, появляющихся в результате спам-рассылок, все же выше.  

Естественно, возникает вопрос: почему банк – в данном случае, актив, принадлежащий Артуру Перепелкину, предпочитает рассылку спам-сообщений обычным средствам коммуникации с потенциальными клиентами?  Ответ очевиден: спам-рассылка намного дешевле, чем публикация рекламного сообщения в печатных СМИ или  в Интернете. Тем более она несопоставима по цене с «запуском» рекламного ролика на телевидении или с размещением наружной рекламы.

Дешевизна, конечно, привлекательна. Но чаще всего  она бывает прямым указанием на то, что у банка просто недостаточно средств на более эффективные способы рекламы своих предложений.  В свете проблем, возникающих все чаще и чаще  у Банка2Т, такая «дешевая» реклама ни у кого, надеемся, удивления уже не вызывает. Как говорится, по стежке и ножки!

AnaRender