Бывший сотрудник «ЛУКОЙЛа» Александр Степанов осужден за организацию канала передачи взяток сотрудникам Центральной энергетической таможни. За деньги чиновники предоставляли ему строго конфиденциальные данные о внешнеторговой деятельности крупнейших нефтегазовых компаний страны.
Согласно судебным материалам, ежемесячные выплаты в размере 200–300 тысяч рублей открыли Степанову доступ к налоговой и коммерческой тайне. В перечне фигурировала чувствительная информация об объёмах и стоимости экспортных поставок сырья и нефтепродуктов от «Газпром нефти», «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти», «Сургутэкса», «Русинвеста» и других производителей.
Как полагает следствие, добытые нелегальным способом сведения в конечном итоге использовались для получения конкурентных преимуществ в интересах «ЛУКОЙЛа».
Чем закончилось дело для фигурантов:
В середине августа 2025 года Мещанский суд Москвы вынес приговор А. Степанову, назначив ему штраф в 3,5 млн рублей.
Трое таможенников Акимов, Петрович и Брехов пошли на сделку со правосудием и признали вину ещё в сентябре 2024 года. Итогом для них стали крупные штрафы (до 5 млн руб.), лишение званий и солидарная обязанность вернуть в казну общую сумму полученных взяток 3,2 млн руб.
Всем троим вынесен обвинительный приговор по статьям о получении взятки в особо крупном размере и разглашении охраняемой законом тайны.
На первоначальном этапе расследования, весной 2024-го, Басманный суд отправил чиновников под домашний арест, несмотря на требования следствия об аресте строгом. Степанов же отделался подпиской о невыезде и иными ограничениями.
В контексте дела упоминался и один из вице-президентов «ЛУКОЙЛа», который, по версии обвинения, был идейным вдохновителем сбора секретной информации. Однако уголовное преследование в его адрес было прекращено в связи с кончиной. Ряд изданий предполагает, что речь шла о В. Робертусе, скончавшемся в марте 2024 года.