Алексей Зудин: «Слив о прослушке Германией союзников по ЕС мог быть операцией США»

Немецкая разведка BND активно вела слежку за высокопоставленными политиками и чиновниками Евросоюза и НАТО. Такие данные озвучили СМИ со ссылкой на Германский парламентский комитет по контролю за деятельностью спецслужб

Чаще всего немецкие агенты обращали внимание на посольства и дипломатические представительства. Их интерес также касался военных объектов, неправительственных организаций и крупного бизнеса.

Всего в сферу влияния BND (прослушка телефонной связи и интернет-траффика) входило 3300 объектов ЕС и НАТО. Правда, все это якобы происходило до ноября 2013 года.

Как известно, именно Германия активно помогала ЦРУ и АНБ США взять под колпак сотни тысяч немецких граждан. Хотя с европейским расширением речь идет о миллионах людей. Такую информацию приводил экс-агент АНБ Эдвард Сноуден. В качестве примера он приводил содействие BND по запросу ЦРУ в слежке со своей станции в Бад-Айблинге.

Безусловно, отчет немецкого парламента может осложнить отношения канцлера Ангелы Меркель со своими союзниками по ЕС и НАТО. Тем более, на фоне миграционного кризиса и британского референдума о выходе из Евросоюза. Ирония судьбы в том, что телефон и компьютер Меркель в 2013 году также были под контролем заокеанских спецслужб.

Примечательно, что во всех скандалах разведок говорилось лишь о слежении за европейцами. Но ни слова не было о китайцах или россиянах. Хотя главными целями США являются именно высокопоставленные фигуры этих стран. На этом фоне руководитель Федерального ведомства по охране конституции Германии Ханс-Георг Маасен заявил, что обнародованные данные об интенсивном наблюдении за европейскими и натовскими сотрудниками являются попыткой вбить разногласия между ЕС и США.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал один из известнейших столичных политологов Алексей Зудин.


— Большая и малая политика не делаются в белых перчатках, но здесь удивляет другое: скандал, в центре которого оказались немецкие спецслужбы, разгорелся именно сейчас, когда Европейский союз переживает не самые лучшие времена. Просто так совпало? Или это очередной гвоздь, кем-то сознательно вбитый в крышку гроба ЕС?

— Я бы не торопился говорить по поводу крышки гроба в ЕС. Мне кажется, не стоит увлекаться эффектом Брекзита. Спокойный взгляд на эту ситуацию показывает, что европейские государства никуда друг от друга не денутся. Одним из итогов Брекзита может стать реформа ЕС, в т.ч. возникновение ряда дополнительных межгосударственных альянсов с включением Великобритании. Либо усиление текущих отношений и договоренностей. На самом деле европейцы заинтересованы в том, чтобы сотрудничать друг с другом. Более того, мы можем ожидать переход европейской интеграции и альянсов в новое качество.

Конечно, теории заговора всегда были, есть и будут. Но вряд ли они применимы к случаю с обнародованием данных по наблюдению немецкими спецслужбами своих союзников в ЕС. Не надо забывать, что немецкие политики отдают себе отчет в лидирующем положении Германии и вряд ли их можно заподозрить, что они хотят это положение ослабить.

В любом случае, подобного рода заявления о прослушке не найдут поддержки у немецких избирателей. Наиболее правдоподобное объяснение следует искать в особенностях межпартийных отношениях внутри политического класса Германии. Речь о соперничестве и его логика приводит к тому, что достоянием гласности становится информация, наносящая ущерб государству в целом.

Кроме того, я бы не исключал и другого фактора. Все мы помним разоблачения Сноудена о том, что спецслужбы США занимаются незаконной слежкой своих союзников по ЕС и НАТО. И в том случае Германия выглядела как жертва. Не исключено, что США, используя свои связи среди немецких политиков, решили провести свою акцию. Ее суть – указанной деятельностью занимаются не только за океаном и Германия не только жертва, но и активный участник прослушки. Общая цель – выравнить репутационный счет на данном поле. Эта версия вполне возможна и не исключает предыдущую.

Также можно упомянуть о возможном конфликте между парламентским комитетом Германии, ведающим спецслужбами и самой разведкой BND. Как правило, такие отношения складываются не просто и кроме сотрудничества порой происходят соперничество и конфликты. Эту версию можно условно назвать межведомственными разногласиями.


— Понятно, что даже фрау Меркель не сможет сказать, когда развалится Евросоюз. Но было бы интересно узнать, что добьет его быстрее: экономические проблемы (в том числе из-за антироссийских санкций), или бесчинствующие там мигранты?

— Я не встречал данных по сравнительному анализу от миграционного кризиса и антироссийских санкций в Евросоюзе. Но, безусловно, по масштабам резонанса первое место занимает миграционный поток. Что касается фактора санкций, то он менее громкий, более локализованный среди соответствующих секторов, предприятий и групп населения. Но этот эффект совершенно реальный и его результаты сказываются в политической сфере. Здесь можно напомнить о резолюциях национального собрания Франции и резолюциях, принимаемых итальянскими регионами. Их уже четыре, и, по-моему, скоро будет пять таких регионов, которые включились в политическое противодействие антироссийским санкциям.

Несмотря на то, что по своему резонансу они уступают место миграционному кризису, их влияние на экономику и политику Европы совершенно реально. Здесь встает вопрос о ближайших перспективах. Если мы будем придерживаться линейного взгляда на будущие события, то придем к выводу, что отмена антироссийских ограничений практически неизбежна. Но, к сожалению, линейная последовательность, как правило, места не имеет. И в данном случае главный аспект в сохранении тенденций зависит отнюдь не от Брюссельской демократии, а от масштабного политического присутствия США в Европе.

Также нельзя исключать достаточно драматических версий. А именно – если политические фракции и сектора бизнеса в ЕС и дальше будут следовать смягчению санкций, то крайние силы могут решиться на определенного рода авантюру на Украине. Чем ближе становится вероятность отмены различных эмбарго, тем выше возможность обострения ситуации на Донбассе. И то, что там сейчас происходит, дает подтверждение этой версии. Потому что масштабное возобновление военных действий с возложением ответственности за это на Россию позволит сторонникам санкций и киевскому режиму обнулить всю ту работу, которая была проделана их европейскими противниками. Им скажут, что РФ — это явный агрессор и против нее нужно усилить санкции. Такой поворот событий вполне вероятен.