Узбекистан без Каримова

Смерть Каримова может вызвать тектонические процессы в Узбекистане. Главные игроки — кланы у власти, группы исламистов, США, Китай, Россия. Страна взрывоопасная, уже подвергавшаяся атаке исламистов в Андижане.

Итак, что нам известно об Узбекистане.


Доктрина государства

«Согласно официальной доктрине незалежного Узбекистана, которая до боли напоминает остальные версии постсоветского национализма, — в 1991 году государство вырвалось из тоталитарного нечеловеческого гнёта.

Тезис о гнете звучит особо забавно, учитывая, что среди узбеков в 1897 году уровень грамотности составлял 4% населения, а к 1989 году 99%. Также как забавно читать новости из Ташкента о запрете Деда Мороза и Снегурочки на детских утренниках и главы из школьного учебника, где художник Верещагин лично расстреливает пленных узбеков и сбрасывает с минарета муллу.

На самом деле всё с национальной концепцией имени Ислама Каримова предельно ясно. Так же, как ясно, зачем она ему была нужна — для построения неофеодализма необходимо максимально закрыть общество от внешних влияний. Ну и конечно — никакой интеграции.

Национализм — лучший рецепт для идеологического обоснования неофеодализма. Наверху — Ислам Каримов, который не покладая рук борется с наследием оккупации. Вокруг него — верные вассалы, которые получили свою долю власти в обмен на лояльность. А на местах — население, которое на 90% довольно происходящим и всячески поддерживает политику партии. Вот такая или очень похожая картина мира сформирована у первого лица незалежного Узбекистана.

Итак, что мы имеем на выходе. Самая густонаселённая республика Средней Азии за 20 лет безраздельной власти Ислама Каримова превратилась в абсолютно закрытое общество неофеодального типа, где самая активная часть населения вытеснена в трудовую эмиграцию. Построено государство, где сохранились худшие советские образцы, вроде выездных виз или невозможности обменять валюту, кроме как на виртуальную. К худшим советским образцам добавились и постсоветские прелести, вроде принудительных работ на хлопковых полях за 20 долларов в месяц».


Оппозиция

«Представители исламской оппозиции внутри Узбекистана в глубоком подполье — основная угроза исходит от соседнего Афганистана, но организовать масштабное вторжение либо мятежи внутри Узбекистана исламистам вряд ли по силам. Узбекистан, где проживают 32 млн человек, самая крупная страна региона, дестабилизация в нем невыгодна никому — ни России, ни США, ни Китаю»,- считают аналитики.

РБК, в частности, напоминает, что в начале 1990-х «Каримов выступал на митинге исламистов и встречался с Тахиром Юлдашевым, будущим основателем и главой Исламского движения Узбекистана, активного союзника «Аль-Каиды»*. Однако, после этого Каримов «быстро выдавил из страны опасных активистов» и подавил в 2005 году исламистский мятеж в Андижане».


Территория и внешняя среда

«Близость Афганистана как зоны повышенной социально-экономической и военно-политической турбулентности, расширение сети торговли и перевалки наркотиков, наконец, острое желание центров сил превратить постсоветскую Центральную Азию в арену размещения собственных интересов, стремительно превратили Узбекистан в прифронтовой ареал.

Эта страна богата углеводородными ресурсами, ценными и редкими металлами, и наконец, выгодное географическое расположение дает основание зарубежным стратегам видеть в Узбекистане удобный плацдарм на подступах к российским границам, а также на пути к Китаю и Индии.

Ислам Каримов сознательно пошел на жесткий контроль внешних границ, чтобы предотвратить возможный экстремистский трафик. Любое послабление в защите рубежей страны непременно обернулось бы нарушением внутренней стабильности, что довело бы дело до хаоса и даже коллапса.

У Ташкента имеются счеты с вооруженной религиозной оппозицией. На первом этапе столкновений Исламу Каримову удалось обескровить вооруженную оппозицию, однако ее остатки хотя и покинули территорию страны, но не сдались.

Силовой блок в силу тревожных причин лично контролирует Ислам Каримов, и ему удалось быстро реформировать армию и другие подразделения органов безопасности. Поэтому Ташкент непременно адаптирует свои действия к жестким требованиям безопасности. И чем больше власти усиливают страховочные механизмы, тем круче изобретательные оппоненты пытаются нащупать слабые звенья в броне узбекской государственности.

Тектонические события в соседнем Таджикистане, Киргизстане, революции и внутренние конфликты в постсоветских странах, а также бурно паразитирующий в афганском соседстве исламский радикальный интернационал не дают возможностей для отмены жесткого контроля внутри и вокруг Узбекистана.»


Кто придет на смену

Эксперты называют несколько кандидатур — премьера Шавката Мирзияева, главу Службы нацбезопасности Рустама Иноятова, председателя сената Нигматилла Юлдашева, вице-премьера Рустама Азимова. Все они так называемые «многовекторные политики». То есть, продолжат идти курсом Каримова, маневрируя между исламским миром, Китаем, США, Россией, Турцией, Ираном.

Эксперты осторожны в своих оценках: ««Многие политические силы сейчас занимают выжидательную позицию, в том числе и оппозиционные, как внутри, так и за пределами страны», – заметил Куртов, отметив, что это очень разные силы – как либералы, ориентированные на Запад, так и исламские радикалы.

«В Узбекистане есть взрывчатый потенциал, положение в социально-экономической сфере далеко не блестящее», – указал собеседник. Люди видят, что ситуация в соседнем Казахстане не в пример лучше, так что «есть на чем играть – потенциал народного недовольства существует», подчеркнул эксперт. Кроме того, Узбекистан – страна, не единая в региональном отношении, есть проблемы национального, конфессионального порядка.

«Есть и международные игроки, которые заинтересованы, чтобы это государство шло в фарватере их политики: это и Пекин, и исламский мир, и Вашингтон, и даже в некоторой степени Москва – мы заинтересованы как минимум в стабильном Узбекистане», – указал Куртов.»

В общем, можно сделать вывод, что если будет заварушка, вылазки исламистов и прочее, то карты будут у главы СНБ. У него все силовые ресурсы. Если же все пройдет без эксцессов, то большая вероятность, что новым главой Узбекистана станет премьер. В интересах России, кто бы не стал президентом, не допустить войны в регионе.

Источник: http://maxfux.livejournal.com/1142411.html

* Запрещенная в России организация. Признана террористической.