Дело Сергея Шатило Михаила Ратманова ничему не научило

В 2019 году назад в Самарской области случился первый в России прецедент наказания реальными сроками участников картельного сговора в сфере закупок медицинского оборудования — так называемое «дело Сергея Шатило».

Казалось бы, местная антимонопольная служба под руководством Леонида Пака приобрелауникальный опыт , благодаря которому будет и дальше успешно бороться с картелями. Газеты судачили про изменившиеся правила игры, а самые смелые предположили, что государство всерьёз решило бороться с картелями. Но то были грезы. Самарская практика не получила распространение даже в Самаре. Более того, под носом у недавних победителей картеля новый министр здравоохранения Самарской области Михаил Ратманов воссоздал картель аккурат на том месте, что освободилось от Сергея Шатило.

Михаил Ратмановприбыл в Самару из Северной Осетии, где его деятельность сопровождалась чередой непрерывныхскандалов и обращениями медиков в адрес Президента с просьбой убрать «оптимизатора». В Самару Ратманов привёз осетинскую команду, которая первым делом оккупировала закупочную деятельность. Для этого новый Министр сменил руководство крупнейших клиник и тем самым обеспечил лояльность для своих аффилянтов. Пожалуй это единственное преобразование, которым он отметился, если не считать попытокдавления на частные поликлиники, которыеделали аборты. По всей видимости Ратманов тем самым хотел одновременно показать себя поборником духовности и повысить падающую в регионе рождаемость. Каких-либо подвижек в решении реальных проблем, как например эпидемия СПИДа в Самарской области, за время руководства Ратманова не произошло.

Перед началом карантина Ратманов отбыл на новое место работы вФедеральное медико-биологическое агентство , однако аффилированный с ним закупочный спрут продолжает паразитировать на самарском бюджете. В «осетинской команде» Минздрава контролем закупочной деятельности занимаются Мерген Бадма-Гаряев, вошедший в историю здравоохранения сентенцией о том, что «преднизолон нафиг не нужен », и глава департамента информатизации, организационной деятельности и лицензированияАсланбек Майрамукаев . От имени Ратманова «разруливает» закупки уроженец ВладикавказаАлександр Мерденов (11.02.1985 г.р.). Ещё не так давно этот молодой человек искал любую работу в Москве и нашел себя в роли администратора бара. С приходом в Самару осетинского единоплеменника дела Мерденова пошли на поправку. Он обустроился Lotta отеле и стал посредником между поставщиками медицинского оборудования и расставленными Ратмановым главными врачами.

Указания Мерденова выполняет группа молодых людей, непрерывно регистрирующих и ликвидирующих одноразовые юридические лица под зонтичным брендомГК «Мед лайф» . В деле ФАС № 063/01/11-470/2019 фигурируютПавел Деллос (14.02.1983 г.р., ООО «Мед Лайф Ульяновск»,ООО «Мед-Лайф» ), фигурант уголовного дела №********* от 20.09.2010 г., ч.* ст. *** УК РФ (инициатор СО УФСБ по Ульяновской области)., Екатерина Жигалина (14.11.1987,ООО «РЕГИОН МЕД» ),Виктория Мартынова (23.10.1989, ООО Мед-Лайф), осужденный 04.01.1999 в рамках уголовного дела № ******** по ст.*** ч.* УК РФ за приобретение ******Дмитрий Шустов (30.07.1979)

(данные скрыты в связи с запросом СК СУ по Самарской области — ред.)

. Также в команде три уроженца Пермской областиВера Чемарова (26.03.1970, г.Кизел,ООО «Импульс САРМЕД» , ООО МЕД ЛАЙФ) и Наталья Решетникова (20.05.1980, г.Кизел, ООО «МЕД ЛАЙФ»), супруга совладельца группы компанийАндрея Никулина (17.03.1972, г. Березники, ООО «Медпром», ООО «Торговый дом «ВИП-ФАРМ», ООО «МЕД-ЛАЙФ»).

Информация о картельном сговоре поступила от главы самарского ОНФ Вадима Нуждина в УФСБ и далее в УФАС по Самарской области, которое было вынуждено возбудило дело об ограничении конкуренции на госзакупках медицинских изделий. С 2013 года по 2017 год эта группа компаний выиграла в области 378 госконтрактов на общую сумму порядка 1,6 млрд руб. ООО «Мед Лайф Ульяновск», ООО «Импульс Сармед», ООО «Регион Мед», ООО «Мед Лайф Сервис», ООО «Барос», ООО «Медлайф» и ООО «ТД «ВИП-Фарм» подавали заявки с одного IP-адреса. У ТД «ВИП-Фарм» найдены электронные подписи остальных шести компаний. Все юрлица вели друг с другом переписку, где обсуждали предстоящие закупки. У всех компаний, в отношении которых возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, совпадают телефоны.

Группа постоянно создаёт и ликвидирует одноимённые юридические лица, сливая со старыми компаниями старые грехи. По ст. 178 УК РФ наказание за картель может повлечь наказание вплоть до лишения свободы на срок до шести лет. Казалось бы, опасность нависла над командой Михаила Ратманова, но нет. Пока ФАС решает, что делать с компаниями группы, они успешно самоликвидируются и ничто не говорит о том, что их бенефициары окажутся в одной колонии с Сергеем Шатило и его подельниками. Более того, перед отъездом Ратманова компании группы выиграли новые тендеры, который не привлекли вниманиеОНФ , УФСБ и ФАС. Александр Мерденов звонит главным врачам и представляясь «Призраком» даёт указания о том, у кого произвести закупки. Кроме ГК «Мед Лайф» Мерденов подмял под себя ООО «ДМ-ГРУПП», ООО «МК ЮТА», ООО «Дилидженс», ООО «Румедика», ООО «Гидроник», ООО «Медицинский компонент» и ООО «Юни-мед», которые стараниями «осетинской команды» троекратно увеличили объемы продаж в период с 2018 по 2020 годы. Мерденов не склонен к скромности и хвалился тем, что, якобы, «решил вопрос» подшефных компаний с главой УФАС по СО Леонидом Паком. Правда это или нет, сказать трудно. Однако, вполне очевиден контраст между отношением ФАС к делу Сергея Шатило и к проделкам его последователей из ГК «Мед Лайф». Сергей Шатило сидит в колонии, а здание построенной им «Клиники сердца» гниет и разваливается. В то же время Александру Мерденову и его аффилянтам если чем ФАС и грозит, то только пальцем. Возможно, вопиющая разница в подходах ФАС наведёт нового руководителя самарского УФСБ Андрея Акулинина на мысль о том, что на этот раз самарские борцы с картелями сами в картеле.