История с выплатой дивидендов по привилегированным акциям компании «Транснефть» обрастает слоем взаимных претензий. Крупнейшим держателем привилегированных акций является инвестиционный фонд UCP – с 2012 года в его пакете скопилось более миллиона этих ценных бумаг, почти 2/3.
До недавнего времени инвестор воспринимал акции «Транснефти» как выгодное капиталовложение, но в марте этого года в Арбитражный суд столицы поступил иск от представителей UCP с жалобой на необоснованное занижение дивиденда по акциям. Руководство «Транснефти» на претензии владельца фонда Ильи Щербовича предпочитает отмалчиваться, а если и высказывается, то очевидно не признавая за собой никакой вины.
РБК
давно и пристально следит за ситуацией, поэтому именно этому изданию Щербович изложил свое видение ситуации. По словам бизнесмена, дивиденды по акциям «Транснефти» всегда оставляли желать лучшего, поскольку руководство компании регулярно занижает размер прибыли по головной компании, переводя ее (прибыль) в компании-дочки. Как результат – и миноритарии, среди которых Щербович, и держатели обыкновенных акций, т. е государство, получали одинаково копеечные дивиденды. Но в 2013 году «Транснефть» преподнесла своим привилегированным акционерам неприятный сюрприз – дивиденды по привилегированным акциям уменьшились в несколько раз по сравнению с обыкновенными. Миноритарии пожаловались Дмитрию Медведеву, и «Транснефть» поспешила в 2014 году вернуть «статус кво». Но у Щербовича есть основания подозревать, что руководство компании повторит свою попытку ущемить держателей привилегированных акций и по итогам 2015 года.
Представители фонда не раз обращались к руководству «Транснефти» — ее президенту Николаю Токареву. Впечатления, говорит Щербович, остались так себе, а результат достигнут вообще нулевой: «Они не готовы к серьезному диалогу». При этом с «больной головы» руководство компании пытается свалить на здоровую, объясняя снижение дивидендов по привилегированным акциям нуждами и требованиями обыкновенных акционеров, т.е. государства. Илья Щербович уверен, что «вопрос формирования прибыли — исключительно вопрос компетенции менеджмента», так что никто, кроме Токарева и его команды, не виноват в том, что 90% прибыли «Транснефти» оседает в дочерних компаниях. И уж тем более ни при чем тут государство – представители UCP уже направили в правительство несколько предложений совместно разобраться с прибылью и дивидендами «Транснефти», справедливо полагая, что этот вопрос будет интересен государству не менее, чем фонду.
По словам Щербовича, прояснить ситуацию с «Транснефтью» необходимо не только потому, что акционеры компании терпят убытки, но и для того, чтобы создать правовой прецедент: компании с большим пакетом акций в госсобственности не имеют права распоряжаться прибылью только по собственному усмотрению. «Если закрывать глаза на практику вывода прибыли на «дочки», тогда у нас все будут делать то же самое, — иронизирует бизнесмен. — Это абсурд. Менеджмент и совет директоров должны максимизировать прибыль, тогда у государства как основного акционера будет пространство для маневра».
Несмотря на разногласия с руководством «Транснефти», принявшие такую острую форму, в целом Илья Щербович уверен, что удачно вложил деньги: «Это великолепный бизнес. У акций «Транснефти» значительный потенциал роста». В случае продажи и появления обыкновенных акций «Транснефти» на рынке ценных бумаг фонд UCP, по словам его руководителя, может и поучаствовать в торгах.