Краснодарский журналист Андрей Кошик и главный редактор газеты «Юг Times» Марина Тугаева получили от ГСУ СК РФ, которое находится в Ростове-на-Дону, уведомления о предъявлении обвинения по статье УК РФ «Клевета». Дело готово для передачи в суд.
Союз журналистов Кубани и руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ, депутат Госдумы Наталья Костенкообъявили уголовное преследование журналистов опасным прецедентом и попыткой давления на профессиональное сообщество. Частный случай пытаются превратить в едва ли не политический процесс против свободы слова.
Дело о «Клевете», в которой обвиняются Андрей Кошик и Марина Тугаева сравнивают с делом Ивана Голунова. Мол, и здесь и там государство готово обвинить в совершении преступления «неугодных», «честных» журналистов. Отнюдь. Кошику и Тугаевой ничего не подбрасывали. Их, как раз, обвиняют совершенно в обратном. Пользуясь своим служебным положением, они сами занимались подготовкой и размещением заказных клеветнических материалов. Так сказать, «подбрасывали» через различные СМИ лживые «факты» в отношении ростовского «Концерна «Покровский» и его руководителей, чье заявление и послужило, после проведения необходимых доследственных действий и экспертиз, поводом для возбуждения уголовного дела.
Стоит напомнить, что компании, входящие в «Концерн «Покровский», признаны градообразующими предприятиями, они дают свыше 12 тысяч рабочих мест в Ростовской области и Краснодарском крае. «Концерн «Покровский» занимает четвертое место в стране по производству молока, пятое место по производству товарной пшеницы, шестое по производству сахара. Только налогов «Покровский» платит более 3,5 миллиарда рублей в год, не говоря, уже об огромной благотворительной программе.
Репутация концерна всегда была чистой, и вдруг в 2017 году в краснодарских и ростовских, а потом и в федеральных изданиях начинают регулярно выходить шаблонные материалы, описывающие политику агрохолдинга в крайне негативной форме. В статьях, а так же «фильмах-разоблачениях» на YouTube, представителей концерна называют фашистами, рейдерами и сравнивают их с «чумой, что расползается по выжженной кубанской земле». Ни с того ни с сего, СМИ обвиняют «пришлый», «чужой», «хищный», «Концерн «Покровский» в «преступных махинациях», и «коррумпированных связях в высших инстанциях», благодаря которым они, якобы, отбирают землю у кубанских крестьян.
— Все публикации, которые легли в основание дела о клевете безапелляционно утверждали, что в Краснодарском крае представители «Концерна Покровский» нарушают закон, захватывают земли фермеров, оставляют людей без средств к существованию, выводят деньги за рубеж, устраивают поджоги в Ростове-на-Дону, создают и спонсируют протестные движения, подрывают устои государства и так далее, — отмечает адвокат Сергей Жорин.
Читателям в подавляющем большинстве случаев подавалась агрессивная агитка сепаратисткой направленности, призывающая фермеров объединиться и встать на защиту родной кубанской земли от ростовских захватчиков.
Борьба с конкурентами
Выход публикаций стал полной неожиданностью для руководителей «Покровского».
— Ни одно из тех СМИ, которые публиковали эту информацию, не обращались в компанию за комментариями, — уверяет Игорь Бобрицкий, директор входящего в структуру ГК «Концерн Покровский» ООО «Импульс» (Кущевский район Краснодарского края).
Причиной начавшейся информационной атаки он считает то обстоятельство, что в 2017 году «Импульс» начал налаживать связи с предприятием АО «Маяк», которое подвергалось рейдерскому захвату со стороны одного из участников кущевской банды Цапков, бизнесмена Федора Стрельцова (Федя Обнал, как прозвали его в криминальных кругах). Он, избежав уголовной ответственности за участие в Кущевской ОПГ, прибрал к рукам активы своего бывшего компаньона Сергея Цапка и фактически занял его место, оказывая давление на предпринимателей в Кущевской.
— Мы только начали вкладывать в развитие деньги, а нас, хлеборобов и животноводов, «журналисты» тут же сделали рейдерами и преступниками, — описал ситуацию Игорь Бобрицкий.
Следствие пришло к выводу, что благодаря заказным материалам, очерняющим репутацию «Покровского», Федор Стрельцов и нанятая им команда пыталась вытеснить инвестирующего огромные капиталы в Краснодарский край концерн, дабы монополизировать все активы предприятия и иметь абсолютный контроль в агропромышленном бизнесе.
Организованная кампания
На момент возбуждения дела по «Клевете», в СУ СКР по Краснодарскому краю уже находится не один десяток уголовных дел, связанных с многочисленными фактами мошенничества и рейдерских захватов в отношении Фёдора Стрельцова и его сообщников. Сейчас Стрельцов скрывается за границей, но картина его деятельности восстанавливается следователями и без него.
В ходе проведенных следственных действий в отношении Федора Стрельцова по уголовным делам по мошенничеству, вымогательству и клевете были установлены конкретные лица, в частности, журналисты Андрей Кошик и Марина Тугаева, которые по его поручению организовали кампанию по клевете в отношении «Концерна Покровский» и его представителей.
Следствие официально установило, что Федор Стрельцов, лично перевел Марине Тугаевой и Андрею Кошику за подготовку статей и видеоматериалов более шести миллионов рублей.
— Стрельцов был заинтересован в том, чтобы вытеснить «Концерн Покровский» из Кущевского района и других районов Краснодарского края. Конечной целью этих провокаций было доведение клеветнических сведений до руководства правоохранительных органов с целью возбуждения уголовных дел в отношении представителей «Концерна Покровский» в связи с якобы предпринимаемой ими дестабилизацией общественной обстановки в Краснодарском крае и оказанием давления на власть. Вот такая масштабная провокация была создана Стрельцовым, Тугаевой и Кошиком. В дальнейшем также раскручивалась клеветническая кампания в СМИ и соцсетях по случаю пожара в Ростове-на-Дону в августе 2017 года, в котором были уже заученно обвинены «Концерн Покровский» и его руководители. По фактам этих сообщений были поданы судебные иски к различным СМИ, которые были выиграны представителями «Концерна Покровский», суд установил, что СМИ опубликовали недостоверные сведения, а по-простому – ложь, — рассказал адвокат Генрих Хачатуров.
Следует точно понимать, что публикации порочащие честь и достоинство концерна были не разовыми акциями, а являлись частью продолжительной и четко направленной кампанией, которая включала в себя, например, «стихийные» митинги.
Весь 2017 год в Краснодаре проводились псевдопикеты с участием «пострадавших» от действий «Покровского» фермеров.
— Весной 2017 года ко мне в Краснодаре обратился журналист Андрей Кошик, который представился журналистом «Юг Times» и через свои влиятельные связи пообещал помочь с решением ряда проблем, как моих, так и других фермеров. Взамен он выдвинул условие: я должен участвовать в организации клеветнической компании в отношении «Концерна Покровский» и его руководства, — рассказал свидетель по уголовному делу, кубанский фермер Алексей Волченко. — Кошик сообщил, что заказчиками являются Федор Стрельцов и другие влиятельные лица, которые заинтересованы выдавить предприятия «Концерна Покровский» из экономики Краснодарского края. Для этого необходимо создать «Концерну Покровский» проблемы в бизнесе любым путем, на это выделены большие деньги, за которые Кошик должен найти подставных людей, чтобы они смогли выступить в СМИ и интернете с заведомо ложными обвинениями руководства концерна в различных преступлениях.
Волченко уверяет, что за участие в митинге получил от Кошика 200 тысяч рублей, хотя обычным участникам этой акции платили 500 до 2000 рублей. Он так же подтвердил, что плакаты для пикетов готовили Кошик и Тугаева. Его показания практически слово в слово повторяет представитель, принадлежавшей Федору Стрельцову, компании ООО «Агрокомплекс Кущевский» Оксана Мельникова. Накануне подставного массового пикета «обиженных фермеров» в Краснодаре в августе 2017 года Андрей Кошик отправил ей сценарий «мероприятия», а затем вместе с адвокатом Ириной Колесниковой (защищает сейчас Марину Тугаеву) встречал подставных участников пикета в Краснодаре. Сотрудников «Агрокомплекса Кущевский», которые изображали из себя фермеров, якобы пострадавших от «Концерна Покровский», отправили на пикеты на двух автобусах.
Без срока давности
Основным аргументом защиты обвиняемых является то, что срок давности по «Клевете» уже давно истёк.
Но тут есть еще один нюанс. Газета Марины Тугаевой «Юг Times» была единственным изданием, которое распространялось в Краснодарском краевом суде. Она считалась карманным изданием председателя коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда Елены Хахалевой. Той самой «золотой» судьи, которая сыграла своей дочери многомиллионную свадьбу с приглашением звезд российской эстрады, а в 2020 году была лишена своего статуса, в том числе и за вынесение в пользу Федора Стрельцова ряд заведомо незаконных судебных решений.
Вот почему Кошик и Тугаева оставались «под прикрытием» достаточно долгое время. Не стало «крыши», ставящий палки в колеса следствия и делу тут же дали ход.
«Уверена, многие (!) наши коммерсы сейчас на стороне покровских. Потому как устали уже от двойных стандартов современной журналистики. Да и не коммерсов тоже. Ещё в бытность мою Гендиром КН ко мне обращались не только коммерсы, но и наши главы городов и районов за поддержкой и защитой от таких вот «коллег». Которые откровенно отрабатывали такие «заказы». Для примера, одна наша краевая газета, которая в Геленджике распространялась, примерно, в штук 100, вдруг в город привезла 10 000 газет с таким вот «журналистским расследованием» на бывшего главу. И речь сейчас не том, хороший был глава или плохой. […] И список таких вот «журналистских расследований» будет большой. Поверьте» — пишет в своем телеграмм-канале Елена Золотова, ранее возглавлявшая МТРК «Краснодар», а ныне управление по делам молодёжи мэрии Краснодара (орфография и пунктуация сохранены).
Самое примечательное то, что для придания веса своим материалам Кошик и Тугаева частенько размещали их в «Российской Газете», которая обычно очень тщательно проверяет всю публикуемую информацию. Сама «РГ» по этому поводу комментариев никаких не даёт, из чего можно сделать вывод, что без помощи третьих лиц тут явно не обошлось. Молчат и все крупные кубанские СМИ, начиная от «Кубань 24» до «Краснодарских известий». Обосновать это можно одной поговоркой – «сор из избы не выносят».
Зато комментарии дают коллеги обвиняемых.
«Для меня Кошик — журналист с сомнительной репутацией. И я отношусь к его деятельности с некоторой долей, простите, осторожности и брезгливости», — пишет уже упомянутая Елена Золотова.
Всем предельно ясно, что Кошик и Тугаева выступали не как журналисты, а как черные пиарщики. Работали не ради истины, а ради денег. Как говориться, чисто бизнес, ничего личного. И уголовное дело, где они являются фигурантами, не имеет к свободе слова никакого отношения. Андрей Кошик и Марина Тугаева перестали быть журналистами и стали дельцами в ту же минуту, когда взяли первый рубль у Федора Стрельцова.
— Нужно четко разделять профессиональную деятельность журналиста, который обязан действовать в рамках Закона о СМИ, и некие параллельные заработки, когда журналистам присылают проплаченные материалы, чтобы кого-то опорочить. В результате однотипные материалы появляются на десятках, а то и сотнях ресурсов. Это не имеет никакого отношения к журналистике – это другой вид бизнеса, близкий к вымогательству и шантажу, — отмечает адвокат Сергей Жорин.
Эксперты считают, что в перспективе, Кошик и Тугаева могут стать фигурантами уголовных дел в связи с налоговыми преступлениями и мошенничеством, учитывая то, что они регулярно получали от Федора Стрельцова деньги, которые фактически были похищены им в «Агрокомплексе Кущевский».