На предварительные выборы «ЕР» добровольно явились только родственники кандидатов

Ольга Алимова: «Единороссы уверены, что если у них парламентское большинство, если они у власти, то имеют право переписывать любые законы и делать к ним самые нелепые поправки. Они могут, к примеру, допустить до выборов только граждан с первой группой крови, или только со светлыми волосами, да мало ли каких еще… А с моей точки зрения, пытаться насильно навязать всем то, что нравится лично тебе – как минимум неправомерно. Тем более никто еще не доказал, что то, что хорошо для «Единой России», будет точно так же хорошо для остальных».

Результаты прошедших праймериз «Единой России» чрезвычайно вдохновили секретаря генсовета партии Сергея Неверова. Он настолько уверился в большом будущем этой новой для России парламентской практики, что предложил даже узаконить ее — свежеизбранные депутаты-единороссы планируют первым делом заняться разработкой поправок к соответствующему Федеральному закону. Рано или поздно, считает Неверов, эту «прогрессивную норму» прямой демократии поддержат представители всех парламентских партий и фракций.

Для оптимизма у Неверова есть все основания. К 8 часам утра по московскому времени на предварительные выборы явились 9,5% избирателей, т.е. более 10 миллионов человек. «Высокий интерес общества к новой процедуре налицо», — заявил депутат. Он признает, что «Единая Россия», объявив праймериз, пошла на определенный риск, который, однако, оказался совершенно оправдан. Впрочем, у партии уже был аналогичный опыт – впервые «единороссы» организовали предварительные выборы еще в 2006 году.

Пока известны только промежуточные результаты голосования по регионам, но даже они вселяют уверенность. По одномандатным округам лидируют действующие депутаты Госдумы: Ленинградская область отдала большинство голосов спикеру Сергею Нарышкину, Новосибирская – первому вице-спикеру Александру Жукову, Тверская – лидеру фракции Владимиру Васильеву. В списках лидеров также единороссы Павел Крашенинников (Свердловская область), Ольга Баталина (Саратовская), Евгений Москвичев (Волгоградская) и другие. Самому Сергею Неверову выразили доверие смоляне.

Окончательные же данные праймериз по всем регионам станут известны в эту пятницу. На их основе, сообщил Неверов, к июньскому съезду партии будут составлены списки ее наиболее популярных кандидатов, которые пойдут на думские выборы.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дала депутат Госдумы Ольга Алимова.


— Как Вы оцениваете данный опыт «Единой России» по проведению внутрипартийных праймериз, участие в которых получили все желающие? Как удачный?

— Действительно, у «Единой России» уже есть неоднократный опыт проведения праймериз. Однако праймериз этого года вызывают у меня весьма неоднозначное ощущение, точнее, повергают меня в невеселые раздумья.

Первое: очень негативную реакцию у меня вызывает масштабное использование «единороссами» административного ресурса в своих узкопартийных интересах: было задействовано телевидение, под проведение дебатов и голосования заняты муниципальные и государственные учреждения.

Второе: почему-то число явившихся на выборы оказалось значительно меньше, чем планировали «единороссы» — бюллетеней было отпечатано около 30 миллионов, а итоговая явка составила всего 10. Мне кажется, на выборы явились только те, кто не явиться не имел права, т.е. у кого не было возможности отказаться: бюджетники, чиновники, родственники кандидатов (впрочем, последние, вполне возможно, явились и по «зову сердца»).

Ну, и третье, самое главное: возможность выдвинуться в лидеры на праймериз была не такой уж и свободной, как это декларирует «Единая Россия». Я хочу сказать, что все было заранее известно – и кто выдвинется, и кто победит. Те же, кто мог нарушить установленный порядок, получили относительно участия в праймериз «предложения, от которых невозможно отказаться». Т.е. кому-то партия рекомендовала участвовать в выборах, кому-то гарантировала победу в результате участия, а кому-то деликатно «перекрыла кислород».

В сумме: задействованы огромные средства (я уверена, что бюджетные, хотя «единороссы», конечно, с пеной у рта будут утверждать, что из партийной кассы), возбужден серьезный общественный интерес – а результаты мало того, что абсолютно предсказуемые, но и совершенно не впечатляющие. К тому же я уверена, что, попробуй предпринять что-либо подобное какая-нибудь другая партия, в т.ч. и наша, КПРФ, она бы встретила такие препятствия! В первую очередь ей бы выставили астрономические счета, конечно. И получается, что доступ к праймериз далеко не у всех партий является равным – одна партия, как всегда, оказалась «равнее».

Так что прошедшие предварительные выборы – показуха, абсолютно не стоящая той эйфории, которую испытывает по данному поводу «Единая Россия» (особенно смехотворно самодовольное чванство Неверова). Единственное, чем они запомнятся россиянам – масштабом задействованных при их проведении ресурсов, в первую очередь – административного. Остается только надеяться, что явившиеся на праймериз избиратели отдают себе в этом отчет, и в сентябре или не явятся на выборы, или отдадут свои голоса за кого-то другого.


— Сергей Неверов пытается лезть со «своим уставом» в «чужой монастырь», предлагая закрепить праймериз законодательно. Было бы наивно думать, что в «ЕР» заботятся об усилении на выборах других партий. Тогда какую цель мог преследовать Неверов? Уязвить своих политических оппонентов?

— «Единороссы» уверены, что, если у них парламентское большинство, если они «у власти», то они имеют право переписывать любые законы и делать к ним самые нелепые поправки. Они могут, к примеру, допустить до выборов только граждан с первой группой крови, или только со светлыми волосами, да мало ли каких еще… А с моей точки зрения, пытаться насильно навязать всем то, что нравится лично тебе – как минимум неправомерно, и уж тем более если у тебя для такого навязывания есть административный ресурс. Никто же не доказал, что то, что хорошо для «Единой России», будет точно так же хорошо и для других партий. Впрочем, я не удивлюсь, если и докажут – все-таки это партия власти, она может придумать любую бредовую идею и обязать всех принять ее.

Самое же неприятное – из-за этого фарса с праймериз кто-то и в самом деле может подумать, что у нас в стране больше нет никаких других проблем, кроме как перераспределять «медведей» — где чей стол, стул и кровать.