«Надо ж дать»

Как московское управление Росреестра наживается на манипуляциях с документами на недвижимость

Сегодня этот человек, фотографии которого сложно найти в интернете, а информацию о нем – еще сложнее, занимает одну из значимых должностей в системе власти столичного правительства. Знакомьтесь –Матевосян Виталий Артакович , и.о. заместителя руководителя Управления Росреестра по Москве. Человек, отслуживший в этих стенах больше десяти лет, прошедший здесь боевое крещение и ставший знаковой фигурой на столичном рынке недвижимости.


Прогнившее королевство

Но сначала о самом Росреестре. Какписала газета «Версия» еще несколько лет назад, похоже, что в негласном конкурсе на звание самого коррумпированного и скандального государственного ведомства нашей страны появился явный фаворит: это как раз Росреестр – Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии, указывал автор материала.

Тогда на вид Ростреестру ставили проблемы с Единым государственным реестром недвижимости (ЕГРН), на который были потрачены 2,5 млрд бюджетных рублей, но который вовремя не заработал. И это несмотря на то, что работа над созданием госреестра велась десятилетие. Этот грандиозный проект буквально сотрясали громкие разоблачения. Со временем выяснилось, выделенные на внедрение системы деньги пропали, а сделки с недвижимостью оказались парализованы по всей стране.

Еще в 2013 году Счетная палата обнаружила, что 2,5 млрд рублей пришлось на нецелевые расходы, неэффективно израсходовано еще 5,8 млрд рублей – поэтому одному изкураторов создания системы даже пришлось бежать за границу.

В итоге со скрипом, в 2017 году система все-таки заработала, но многие сведения в ней оказались недостоверны. Об этом провале века, который вопреки всему играет на руку чиновникам, мы еще поговорим, но позже.

Росреестр широко славится не только хищением госсредств, выделяемых на цифровизацию ведомства. Структура буквально погрязла в скандалах, связанных с коррупцией. Страницы СМИ постоянно выдают новости о том, что тот или иной сотрудник этой огромной по численности организации подозревается в мошенничестве и взяточничестве. Особенно часто правоохранительные органыпривлекают к уголовной ответственности сотрудников региональных отделений Росреестра за незаконные операции с земельными участками.

И задерживают и правда в основном рядовых чинуш, центральный аппарат и руководителей на местах борьбы с коррупцией не трогают. Их покрывают свои. И обычным взяточникам выписывают огромные штрафы, считая, что они могут отучить россиян от мздоимства. Но эксперимент провалился. По крайней мере, на часть сотрудников Росреестра он явно не произвел сильного впечатления. Несколько лет назад в самом ведомстве былинастолько обеспокоены этой ситуацией, что просили МВД, Генпрокуратуру и Следственный комитет прислать в ведомство специальных антикоррупционных кураторов. Однако делу борьбы с взятками в отдельно взятом органе это не сильно помогло.


Ушлый решала

Но вернемся к нашему персонажу – Виталию Матевосяну. Сам он – плоть от плоти своей скандальной альма-матер. Биография его ничем не примечательна: окончил Московский институт экономики, менеджмента и права, несколько лет проработал в коммерческих структурах, а потом пять лет отслужил в органах уголовно-исполнительной системы РФ. Удача улыбнулась ему в 2007 году, когда появилась возможность устроиться в столичное управление Росреестра.

Перебрав разные должности, за 10 лет он хорошо впитал чиновничью школу и к 2017 году дослужился до кресла исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления. Матевосян занимает его в статусе «и.о.» по сей день. Какие успехи в работе проложили ему дорогу на этот пост – неизвестно. Из СМИ же известно, что многие лакомые должности в Росреестре продаются – хлебное место быстро отбивает «инвестиции». Тем более в Москве, самом богатом регионе страны.

Этому есть доказательства. Какписали «Известия», по словам бывшего главы одного из отделений Тимура Троянова, начальство требовало с него 500 тыс. рублей ежемесячно в качестве платы за должность, что вынудило его уйти с работы. Сколько стоит кресло заместителя руководителя всего столичного Управления Игоря Майданова, пусть и в статусе «и.о.», история умалчивает. Но то, что это место – настоящий Клондайк, говорит тот факт, что из всейкогорты заместителей главы столичной структуры, а их всего пять, именно Виталия Матевосяна называет правой рукой начальника и одним из главных решальщиков на рынке.

Статус «и.о.» не мешает ему пользоваться своими полномочиями в полную силу. Неофициально многие владельцы столичной недвижимости говорят, что Матевосян, похоже, создал коррумпированную сеть по вымогательству средств у собственников – как физических, так и юридических лиц. Система, вероятно, действует так: все заявки, поступающие от граждан и компаний, приостанавливаются на неопределенный срок по «неизвестным причинам». А далее, видимо, начинается вымогательство: ценники на решение вопроса стартуют от 1 млн рублей и выше, средняя такса – 10 млн рублей.

Помните анекдот про человека, ждущего справку от таможни, которому сотрудник службы без конца повторял «Надо ждать». Потому до клиента наконец-то дошло: «Надо ж ДАТЬ!». Так вот, в Ростреестре нужно давать и много, иначе ждать решения можно бесконечно. Вот и «КП»подтверждает : схема для сотрудников Росреестра довольно типичная – деньги берут за выполнение услуг и регистраций, которые при обычных условиях невозможны.

Как говорят на рынке, для того, чтобы система работала без личного вмешательства Матевосяна, он организовал агентскую сеть во всех округах Москвы. На руководящие должности в подразделениях поставлены подчиненные ему люди. И они, как уверяют осведомленные источники, обязаны ежемесячно платить ему таксу за теплое место. Так заведено в Росреестре.

Информацию о коррумпированной цепочке, по всей видимости сотканной Матевосяном, вы не найдете в СМИ. Инфополе вокруг него почти стерильно. В публичном пространстве встречаются только елейные рапорты об открытии станций метро, регистрации жилплощади в долгостроях и оформлении соцобъектов – последние он особенно любит, т.к. они позволяю ему пиариться, произнося высокопарные тексты.

«Мы понимаем, насколько для пациентов, их родителей и сотрудников хосписа важен и ожидаем ввод в эксплуатацию нового стационара. Все объекты высокого социального значения находятся на особом контроле в столичном Росреестре. Первичная проверка показала высокую степень готовности технической документации реконструированного объекта. Соответствующее заключение направлено в Мосгосстройнадзор», – рапортовал Виталий Матевосян на открытии одного из детских хосписов в Москве.

Однако информацию о грязных делах господина «и.о.» все же можно найти, если постараться. Так, издание «Мосмонитор»опубликовало разоблачительный материал о группе лиц, промышляющей занижением налоговой базы для владельцев коммерческой недвижимости. В указанную группу лиц входит глава столичного Управления Росреестра Игорь Майданов, под прикрытием которого работает наш герой. Да-да, в этом материале Матевосяна также называют «решалой» и сподручным Майданова.

Другой участник группы – Самвел Карапетян, самый богатый армянин России, 55-летний глава «Ташир Групп». Основной бренд группы «Ташир» — сеть торгово-развлекательных центров «Рио». Но среди девелоперских активов Карапетяна немало других объектов недвижимости, требующих особого отношения. И г-н Матевосян (клановость в столице никто не отменял) это отношение, похоже, обеспечивает.

Итак, команда Карапетян-Матевосян-Майданов учреждает некую комиссию при Росреестре, которая отвечает за налогообложение спецобъектов,пишет издание «Век». Но благодаря решению этой комиссии выходит так, что стоимость этих объектов резко падает. Соответственно, падают и налоговые отчисления с них.

Помогает «комбинациям» комиссии неразбериха в госреестре. Дело в том, что на территории Москвы техническую инвентаризацию всегда проводили две крупные организации − ГБУ МосгорБТИ и АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». В результате в кадастре могли оказаться две разные записи, каждая из которых была внесена под отдельным кадастровым номером.

Как легко догадаться, основным выгодоприобретателем решений комиссии под руководством Матевосяна о снижении кадастровой стоимости объектов была группа «Ташир» Самвела Карапетяна. Причем, среди торговых центров самое большое снижение в абсолютных значениях стоимости показал ТРЦ «РИО», расположенный на Дмитровском шоссе. В отношении него два раза, в 2015 и 2017 годах, решением комиссии кадастровая стоимость снижалась на 5,8 и 6,3 млрд рублей соответственно.


Куда смотрит мэр?

О том, что путаница в ЕГРН на руку чиновникам, уже писалось и не раз. Благодаря этому они зарабатывают большие деньги,говорилось в одном из материалов «Известий». В разговоре изданию рядовые и бывшие сотрудники Росреестра жаловались на коррупцию, которой насквозь пропитана вся система ведомства. Так, по словам бывшего главы одного из отделений Тимура Троянова, существующая в Ростреестре комиссия по снижению кадастровой стоимости, похоже, работает только на откатах и получает 40% от суммы, на которую удешевляется участок.

Если вознаграждение не предлагалось членам комиссии, то коллегиальный орган под любым предлогом отказывал просителю. Другой сотрудник Росреестра на условиях анонимности рассказал «Известиям», что ошибки в ЕГРН достигают сотен тысяч. Но ошибки никто не исправляет, поскольку неразбериха в реестре выгодна коррупционерам.

Но «Мосмонитор» копнул дальше и выяснил: комиссия не просто могла занизить стоимость объекта, она могла просто его «спрятать». На время. Делалось это следующим образом. При выявлении двух кадастровых номеров объекта комиссией из кадастра по всей видимости всегда удалялась та версия объекта, кадастровый номер которой уже фигурировал в Перечне. А по правилам, утвержденным руководством Росреестра, альтернативный или актуальный кадастровый номер может быть внесен в Перечень только в начале следующего календарного года, и только по постановлению столичного Правительства. Таким образом, объект недвижимости исчезал из базы объектов, облагаемых налогом на имущество, до начала следующего года – и никакой магии!

«Вот только что был торговый центр, и вдруг его нет в перечне налогооблагаемых объектов. Исчез. И сделать ничего нельзя − все по закону, строго в соответствии с документами. Одни владеют зданиями – по закону, а другие в Росреесте создают специальную комиссию и видимость честной игры − тоже по закону. А потом партнеры делят добычу и на банкетах провозглашают тосты за лохов из налоговой и мэрии − подольше бы так!», – так пишет издание.

При этом падала стоимость не всех, а только тех, что принадлежат участниками «концессии» — крупнейшие торговые центры Москвы, трехсотметровые небоскребы и прочие капиталоемкие заведения известного строительного магната, указывает «Мосмонитор». В итоге таких манипуляций внакладе остается сам город, которые не дополучает налоги, огромную сумму! Однако градоначальник и его окружение почему-то не обращает внимание на этот беспредел, а дело Карапетяна-Матевосяна-Майданова только процветает.

Как разузнали журналисты, некоторые объекты исключались из Перечня и включались в него несколько раз. Исключались накануне нового налогового периода, а включались в силу необходимости – для ведения хозяйственной деятельности и взаимоотношений с организациями, без которых обслуживание объекта невозможно – никакие коммуникации не смогут работать. Проанализировав всю схему, журналисты пришли к неутешительному выводу: благодаря работе «тройки» сбор налогов на коммерческую недвижимость в Москве рос в 10 раз медленнее роста налоговой ставки.

Вы спросите: так куда же смотрят налоговики и лично мэр? Вопрос остается открытым. Почему до сих пор, несмотря на планомерную борьбу с коррупцией силовиков, они так и не дошли до расследований среди руководителей органа и внутри Управления Росреестра по Москве? Сколько еще будет не дополучать налогов столичный бюджет, а компании и рядовые граждане терпеть вымогательства? Будем надеяться, что этот насущный запрос на справедливость будет услышан. И господина «и.о.» ждет незавидное будущее.