Московский

Монитор
Суббота, 4 Июля 2020 04:31

Нажиться на пандемии!

0
30 мая 2020 г. 11:59
Александр Седунов
Нажиться на пандемии!

В погоне за двойной наживой Холодильник Ру Юрия Еременко и Валерия Ковалева увеличивает цены и снижает издержки

Современная новостная повестка пытается показать нам, что розничные магазины техники находятся в тяжелом положении: спрос падает, так как люди не покупают товары и это ведет к обнищанию ритейла, но так ли это на самом деле? Похоже, что магазин Холодильник.ру смог приспособится к ситуации и его парадигма, как и завещал великий кормчий, «Чем хуже – тем лучше!», иначе как можно объяснить то, что пока МРОТ в стране составляет 12 130 рублей (напомню, что повысили его так давно), цены на самые ходовые позиции в магазине повысились в среднем на 3 000 рублей? Еще в октябре 2019 года популярная модель холодильника LG стоила 29 990 рублей, а сегодня его стоимость – уже 32 990 рублей. Ценовая политика производителя? Нет, цены выросли и на продукцию Samsung, Liebherr, Hansa. Без причин подорожали и «доступные» холодильники Атлант, прибавив в цене, в зависимости от модели от двух до пяти тысяч рублей.

По всей видимости, вдохновившись примером того, как после предыдущего кризиса люди бросились скупать бытовую технику, магазин решил воспользоваться ситуацией и «погреть руки» на панике, сетуя на то, как тяжко в кризис выживать. Но все говорит о том, что это не единственный «сравнительно честный способ» используемый Холодильник.ру.

Отмороженные налоги Холодильник.ру

В последнее время в СМИ часто писали об уклонении от уплаты налогов компанией «Холодильник.ру» (юридическое лицо ООО «Эдил-Импорт»), а полиция возбуждала уголовные дела в отношении генерального директора компании. Из опубликованных материалов следует, что Холодильник.ру совершал сделки направленные на занижение налоговой базы путем подписания договоров «без экономической сути», а проще говоря – с подконтрольными фирмами-однодневками, таким образом указывая в отчетности меньшую прибыль и уплачивая меньше налогов.

Что в отчетности

Через сервисы «СПАРК» компании «Интерфакс» можно с легкостью найти архив отчетности компании Холодильник.ру, что бы понять, каковы же финансовые показатели компании, которую в СМИ обвиняют в занижении прибыли и неуплате налогов. Конечно, сведения бухгалтерского баланса – информация для специалистов, которая мало скажет о компании не специалисту, но небезынтересная широкому кругу не-специалистов информация в ней все же содержится. К примеру, в разделе «пассив» (то есть, обязательства компании) есть строка баланса 1420 – «отложенные налоговые обязательства». Фактически, это часть налога на прибыль, которая в силу специфики учета не была уплачена в текущем году и будет выплачиваться в следующем году (то есть, это не вся сумма налога, а только его часть). Сервисы «СПАРК» имеют функцию сравнения этого показателя с данными «отрасли» (усредненный показатель среди всех компаний, основной вид деятельности которых «код 47.5 – Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах»).

Парадоксально, но компания, которая позиционирует себя как лидера рынка торговли бытовой техникой, обладает (по официальным данным) 8 магазинами в 6-ти регионах страны резко отстает от среднего показателя по отрасли (коэффициент по отрасли – 0,21, а показатель Холодильник.ру – 0,03). Аналогично обстоят дела и с показателем «текущий налог на прибыль»: средний показатель по отрасли 1,02, а показатель Холодильник.ру 0,18. Отметим, мы говорим о статистических показателях отрасли, в которую входят (преимущественно) небольшие (а в сравнении с Холодильник.ру – мелкие) магазины, и не только бытовой техники, а простые розничные магазины сантехники формата «у дома». То есть, в среднем, компания с многомилионными оборотами имеет налоговую нагрузку ниже, и, как следствие платит налога на прибыль меньше, чем магазин хозяйственных товаров где-то в глубинке.

Гений «оптимизации»

Допустим, что к показателям выше кто-то отнесется критически, как, к примеру, сотрудники государственных органов, которые не видят нарушений даже после изучения отчета международной аудиторской компании Ernst&Young посвященной деятельности Холодильник.ру, в котором прямо говорится о налоговых нарушениях и взятках, и скажет: сравнение с отраслью в целом – не корректно, по каким-то причинам. Тогда, давайте попробуем сравнить показатель с прямыми конкурентами. Изучая рейтинги интернет-магазинов бытовой техники и электроники за последние несколько лет, можно видеть, что помимо Холодильник.ру в тройку лидеров постоянно входят М-Видео и Связной.

Заранее, отметим, согласно «СПАРК», сравнение показателей «отложенных налоговых обязательств» и «текущего налога на прибыль» у перечисленных компаний выше средних показателей отрасли.

Но вернемся к прямым сравнениям. В открытом доступе по какой-то причине есть данные о размере «текущего налога на прибыль» Холодильник.ру только за период с 2012 по 2016 годы. Сравним указанный показатель текущего налога на прибыль за 2014, 2015 и 2016 годы трех компаний:

Официальные показатели Холодильник.ру по налогу на прибыль в каждом году не просто «не впечатляет», он ниже показателей прямых конкурентов в разы. Отметим, что налоговая база налога на прибыль может быть уменьшена на сумму расходов связанных с основным видом деятельности. Тем больше вопросов вызывает результат сравнения: сколько «точек» присутствия есть у компании Связной (включая крупные пункты выдачи заказов), и сколько огромных магазинов в Москве у компании М-Видео? Напомним: Холодильник.ру – это два магазина-склада в Московской области, и еще 6 магазинов в регионах России, стоимости аренды которых, как подсказывает практика делового оборота, существенно ниже арендных ставок Москвы. То есть, у конкурентов расходов больше, чем у Холодильник.ру, так почему же ниже налоговая база?

Более того, в 2016 году по сумме налога на прибыль Холодильник.ру обогнала, среди прочих, компания Технопарк, которая в указанном году только начала выход на плановые экономические показатели и которые отрывали огромные магазины в Москве – сумма налога Технопарка составила 22 968 000,00 рублей.

Так может быть, дело в расходах на рекламу, которую размещал Холодильник.ру? Согласно информации, опубликованной в СМИ, «компанией Холодильник.ру заключались притворные договоры о размещении рекламы, в том числе, на билбордах в Москве».  Одной из таких компаний, к примеру, выступала компания «Энергия», директором которой оказался «номинал», и который при опросе Налоговой инспекцией, в ходе проводившейся проверки, сообщила, что никаких договоров и иных документов от имени компании она не подписывала, а компанию зарегистрировала за вознаграждение (что бы не быть голословными – ниже выдержка из решения суда).

Но отношения Холодильник.ру и ООО «Энергия» были в достаточной степени «продуктивны» - ниже сумма договора, заключенного между компаниями, и одновременно сумма средств (15 000 000 рублей, что больше суммы налога на прибыль компании в 2016 году), которая была уплачена Холодильник.ру:

По всей видимости, именно такими методами компания Холоидильник.ру смогла максимально «оптимизировать» налоги и платить налогов существенно меньше чем прямые конкуренты.

Работа в команде

Следует отметить, что судя по информации из открытых источников – заключение подобного рода «рекламных» договоров не единственная практика используемая Холодильник.ру. Активно использовались и иностранные компании, в схемах использовались и крупные государственные банки, включая Сбербанк.

По всей видимости, Холодильник.ру использует достаточно широкий набор инструментов «налоговой оптимизации», в вопросе законности которых точку могут поставить только проверки профильных государственных контрольно-надзорных органов.

AnaRender