«Падающий Прогресс — результат 20-летнего развала в космической отрасли»

В российской космической программе ЧП: стартовавший в минувший вторник с «Байконура» грузовой корабль «Прогресс М-27М» вышел на орбиту значительно выше расчетной и на данный момент находится в режиме неконтролируемого вращения, исключая возможность стыковки с МКС. Если ситуация в ближайшее время не изменится, стыковку не удастся осуществить даже в ручном режиме, т.е. с помощью пилотов МКС, и неконтролируемый «грузовик» упадет на Землю. Возможно, это произойдет уже в воскресенье, считают эксперты.

Телеметрическая связь с «Прогрессом» отсутствует, он не реагирует на «приказы с Земли». Несколько попыток восстановить связь, предпринятые специалистами, успехом не увенчались. Пока неясно, каким именно образом заплутавший «Прогресс» будет возвращен на родную планету. Правда, в ЦУПе рассматриваются различные варианты решения проблемы, однако широкой публике они не озвучиваются. В любом случае, все они достаточно рискованны и чреваты возможной гибелью людей. Поэтому, по словам источника «РИА Новости», «наиболее вероятен вариант, при котором корабль будет постепенно снижать орбиту своего полета и потом просто сгорит в плотных слоях атмосферы Земли».

Корабль потерял орбиту, имея на борту около 2,5 тонн груза. Это вода, продукты питания, научное оборудование, а также, по непроверенным сведениям «Эха Москвы», копия знамени Победы и солидный запас георгиевских ленточек. Последние два утверждения официально опровергаются Роскосмосом. Согласно его заявлению, знамя Победы якобы давно уже находится на МКС.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал депутат Госдумы, коммунист Валерий Рашкин.


— Грузовой корабль «Прогресс» может упасть на Землю уже в это воскресенье. В России происходят огромные вливания в космическую промышленность. По последним данным, только за 2015 год они составили около 5 миллиардов долларов. Но на выходе получается настолько низкий коэффициент полезного действия, что необходимо в корне менять всю систему, склоняются многие эксперты. Как Вы считаете, какие именно меры надо принять, какие изменения необходимы отрасли, чтобы повысить КПД?

— К сожалению, у нас эту отрасль слишком долго – не менее 20 последних лет – и планомерно разваливали, поэтому сегодня мы имеем то, что имеем. А ведь в советское время наша космическая отрасль была лучшей в мире. Я знаю, о чем говорю, ведь я работал на заводе, который производил системы навигации и ориентации для пилотируемых космических комплексов, т.н. ПКК. Этот завод, кстати, до сих пор их выпускает. Так вот, за минувшие годы отрасль, находившаяся в забвении, потеряла почти весь свой потенциал. Прежде всего, конечно, научно-технический – я имею в виду разработки конструкторских бюро. Далее, был уничтожен квалифицированный кадровый потенциал, начиная от станочников и заканчивая инженерами, технологами, конструкторами. Вы знаете, что простой рабочий-станочник, к примеру, фрезеровщик, для того, чтобы получить квалификацию, соответствующую работе в космической отрасли, должен был отработать на станке не менее 10 лет. Этот же критерий применим ко всем специалистам отрасли.

Систему разорвали и на верхнем уровне – на уровне НИИ, разрабатывающих и внедряющих технологии. В период лихого безвременья, в 90-е годы, почему-то пришли к выводу, что нам не нужны заводы, не нужен космос, все равно на нас никто никогда не нападет. Это были преступные решения, в результате которых мы сегодня потеряли половину производственных площадей предприятий, работающих на ракетно-космическую отрасль. Мы потеряли практически все, что у нас было, и на данный момент имеем колоссальное отставание.

Производство пилотируемых космических комплексов всегда находилось на особом контроле, т.н. система тройного резервирования. Это значит, что в случае отказа какой-либо системы в дело вступает параллельная, точно такая же, вторая, а в случае отказа второй – третья. Сегодня на этом тройном резервировании, увы, экономят, а ведь оно было придумано в высшей степени не напрасно.

Потеряли свою квалификацию и представители заказчиков. Раньше существовала технология контроля материала и комплектующих со стороны заказчика. К примеру, поступает на склады металл – и представители заказчика уже на этом этапе начинают контроль надежности. Сегодня на этом также экономят, и в результате представители заказчика не обладают достаточной компетенцией для того, чтобы контролировать процесс производства на каждом его этапе.

Ну и последнее – космическая отрасль, как и многое в нашей экономике, была отравлена ядом наживы. В погоне за рублем мы стали забывать о многом, в том числе о качестве и надежности. А ведь именно космической отрасли это совершенно противопоказано. Именно здесь на первом плане должна быть компетентность любого участника производственного процесса — станочника, инженера, технолога, управленца. Все это было, и все это нам предстоит восстанавливать, причем с оглядкой на советский опыт. А его ценность доказывать не нужно – недаром американские специалисты приезжали в свое время к нам, в Советский Союз, чтобы перенимать наш опыт.