Что получат люди благодаря вживлению гаджетов под кожу?

Не исключено, что в будущем обычным явлением станут люди-киборги. А в настоящее время стоит задуматься, каким образом можно заработать на вживляемой электронике.

Мы всегда думали, что человечество испытывает страх перед киборгами. Что выбрать: имплантацию чипа для усовершенствованной ориентации в ночное время или вживить безграничную возможность памяти? На протяжении десятков лет такие проекты большинство людей считали безумием.

В середине XX века самой большой угрозой развивающейся цивилизации оказалась атомная бомба. К концу столетия образ апокалипсиса стал прочно связан с киборгизацией. Человекомашины, с безграничными возможностями, получат власть над людьми — вот такие сценарии стали вдохновлять режиссеров блокбастеров и телесериалов. Фантасты уверяли: искусственный интеллект, очень может быть, победит человеческую расу. Правда, вскоре пришла новая волна. На экранах уже — «Робокоп», где киборг защищает невиновных и помогает властям Детройта. В кинотеатрах уже крутят хит Спайка Джонза, фильм «Она», где операционнная система Саманта размышляет о вечной любви и задумывается о том, что значит жить в семье. Киборгизация станет следующей стадией эволюции человека, уверяет Рэй Курцвейл, изобретатель и футуролог Google. Возможно, в ближайшие десятилетия мы будем ждать релиз новой модели пальцев или биочипа для борьбы с прокрастинацией — как сегодня ждем нового iPhone или нового поколения кухонных комбайнов.

Создатели стартапов уже сейчас могли бы задуматься о том, как занять место на рождающемся рынке. Недавно аналитики Ericsson ConsumerLab выяснили, что 80% владельцев смартфонов готовы расширить возможности чувственного восприятия и когнитивные способности с помощью технологий. Что бы они хотели «проапгрейдить»? Самые популярные ответы — зрение, память и слух. Больше половины опрошенных хотели бы лучше общаться с помощью вживляемых устройств. Каждый третий рассчитывает, что имплант будет давать подключение к интернету и выдаст нужную информацию в дополнение к тому, что человек видит, слышит и чувствует сам.

Это означает, что на смену носимым устройствам (Wearables) придут вживляемые девайсы (Internables). Фитнес-трекеры, «умные часы», очки дополненной реальности — все они, конечно, расширяют наши возможности, но все еще не позволяют, например, общаться человеческому мозгу с компьютером напрямую. Они улучшают наши человеческие интерфейсы — руки и ноги, глаза и уши, голос и слух. Но они не отменяют несовершенств нашей сенсорной системы. В каждого из нас «вшиты» ошибки, связанные с общими для всех людей особенностями рецепторов, нейронных проводящих путей, устройством отделов мозга. Wearables приходится считаться, скажем, со зрительными иллюзиями или слуховыми обманами. Internables будет уже не «надстройкой» к человеческим интерфейсам, а их новой частью – камеру сложно обмануть.

Разработчики Wearables сегодня эксплуатируют желание человека быть здоровым. Но у всех девайсов есть общая проблема — скудность информации, которую можно извлечь с поверхности человеческой кожи. Следить за температурой тела, пульсом, электрической проводимостью кожи, ускорением циркуляции крови и уровнем в ней кислорода — да, этого хватает для мониторинга показателей во время тренировки. Но не для полного анализа здоровья. Internables сделают это возможным. Инвазивные датчики пульса, давления и сахара, NFC-чипы кредитных карт, сенсоры инфракрасного и ультрафиолетового диапазона — все это уже может быть реализовано в ближайшие годы. И, как видно из исследования Ericsson, общество к этому готово. Это новый уровень информации о человеке.

Интересно, что первые покупатели Internables уже есть – их называют биохакерами. В 2010 году Нил Харбиссон и Мун Рибас основали ассоциацию Cyber Foundation для популяризации расширения человеческих возможностей за счет новых технологий. У Мун под кожу вшит датчик сейсмоактивности, она чувствует землетрясения. У Нила есть сенсор в виде антенны, который позволяет ему, с детства не различающему цвета, «чувствовать» их с помощью звука. Кстати, он добился права сфотографировать на паспорт со своей камерой над головой, поэтому его можно считать первым официально признанным киборгом. Харбиссон и Рибас также основали компанию Cyborg Nest, ее слоган «Design Your Evolution». В июле 2016 года Cyborg Nest представила датчик North Sense — он стоит $350 и позволяет человеку чувствовать магнитное поле Земли.


Нил Харбиссон

Еще один биохакер Тим Кэннон научился с помощью имплантов с магнитным веществом выявлять неисправности с батареей компьютера. Биохакер Рич Ли вживил себе в уши магниты, которые действуют как наушники. Они улавливают сигнал от магнитного провода, который вставлен в разъем для наушников в ноутбуке или телефоне. Еше они ловят GPS и сообщают нужное направление движения. Есть биохакеры и в России. Московский инженер Владислав Зайцев вшил себе под кожу чип от карты «Тройка». Он вырезал из карты чип, залил его в биосовместимый силикон. В тату-салоне ему сделали надрез скальпелем в ладони и поместили чип внутрь.

Другой пример: компания Dangerous Things с 2005 года продает наборы для тех, кто хотел бы вживить в пальцы RFID-чипы. Такие чипы стоят по $40, с ними можно открывать дверь машины и отказаться от ключей от дома. У Dangerous Things уже больше 10 000 покупателей. Вдохновившись успехом проекта, шведская компания Epicenter решила заменить на имплантами с RFID-чипами пропуски сотрудников для прохода в офис. Конечно, переход на чипы был строго добровольным. Тем не менее, чипы захотели больше половины сотрудников. В такие технологии, между прочим, верят и крупные компании. Еще в 2014 году Motorola представила «цифровые татуировки» — наклейки с микросхемами на кожу, которые могут испускать сигналы, например, для аутентификации в домашней wi-fi-сети. Другая разработка компании — электронные таблетки, которые, находясь в желудке, излучают сигнал для разблокировки домашних мобильных устройств.

Пока биохакеры — скорее, одиночки. Но уже скоро вживляемая электроника будет готова к действительно массовым внедрениям. Правда, предстоит разработать законодательную базу для продажи таких устройств, механизмы лицензирования. Другой вызов — борьба с возможными киберугрозами, риск которых, с распространением Internables, будет расти. Кстати, уже были случаи, когда биохакеры применили вживленные чипы для распространения компьютерных вирусов. Вирус мог подключаться к платежным терминалам и проходить аутентификацию в системах безопасности. Существует и другой этический вопрос, связанный с персональными данными.

И все же Internables имеет все шансы вырасти в новый огромный рынок. Такие устройства принесут новый уровень информации о человеке. Вживляемые датчики выводят на новый уровень и технологии «интернета вещей». Представьте: датчики следят за температурой тела всех членов семьи за ужином и, если всем слишком жарко, отправляют команду системе климат-контроля. Вы управляете «погодой» в квартире, просто подумав о прохладе. Или немного вспотев. Но главное — совершенно иные возможности диагностики. С Internables фактически можно сделать практически все анализы в реальном времени без обращения к врачу, не отвлекаясь от текущей работы. Это позволит распознавать приближение болезней на самой начальной стадии. Мы увидим интеграцию Internables с телемедициной — сегодня врачи получают доступ к данным с носимых трекеров, в будущем — они снимут показания с вживленных датчиков. А может быть, вы дадите такой доступ на постоянной основе своему лечащему врачу.


Мун Рибас

Вживляемая электроника, видимо, будет продаваться как сервис — и «отношения» между потребителем и производителем будут более «близкие». Ведь такие девайсы требуют хирургической операции в начале пользования, возможно — и операции по удалению после окончания срока службы. Она, по логике, должна проводиться уже за счет производителя — так что сумма затрат на нее должна быть включена в стартовую стоимость и лечь на плечи покупателя. Прибавьте, кстати, необходимость круглосуточной поддержки пользователей Internables и затраты производителей на страхование жизни и здоровья клиентов (возможно, это будет обязательным на законодательном уровне). Все это указывает, что Internables будет дороже Wearables, но потребители будут готовы расстаться с деньгами за более совершенные датчики.

Распространение вживляемой электроники в начале, как это всегда происходит с инновационными продуктами, будет ограничено готовностью людей к столь быстрому приближению к технологии. Вначале на Internables переключатся «инноваторы», около 2,5% сегодняшних пользователей Wearables, затем еще около 14% этой группы — «трендсеттеры», которые следят за модой и идут по стопам самых первых «тестировщиков». Получается, в течение полутора-двух лет около 16% сегодняшних любителей Wearables может перейти к Internables — это более $650 млн (если отталкиваться от оценки рынка Wearables в $4,1 млрд к 2017 году от CCS Insight). Сейчас у компаний есть время подготовиться к выходу на новые рынки, открыть R&D-отделы, чтобы не оказаться на обочине. У нас есть возможность морально подготовиться к новому, а если хватит храбрости — и попробовать на себе.

Фото: forbes.ru

http://www.forbes.ru/tekhnologii/idei-i-izobreteniya/326605-chip-v-rebro-zachem-lyudi-vzhivlyayut-gadzhety-pod-kozhu