О настоящем такси Москвы: желтом, дешевом, убойном

Бывают совпадения, от которых мороз по коже. Ещё в субботу увидел я в глухом дворе одного из спальных районов Москвы припаркованный автомобиль цыплячьего цвета с работающим мотором и включёнными габаритами. Вот он, на заглавном фото.

Но таксист в жёлтом кэбе не ждал запаздывающего клиента под тикающий счётчик. Он… мирно спал на переднем сиденье.

А воскресный вечер принёс шокирующее подтверждение оборотной стороны медали.

Taxi Moscow


Фото © Life

Серьёзная авария на шоссе Энтузиастов в столице произошла в воскресенье. Автомобиль такси на полной скорости врезался в остановку, на которой в этот момент находились люди. пострадали десять человек, в том числе 14-летняя девочка.

Причины примерно понятны: сложная дорожная ситуация, гололёд, превышение скорости и — усталость водителя, который в итоге не справился с управлением. Возможно, он завершал типичную для московских таксистов 12-часовую смену за рулём. Возможно, также как и герой заглавного снимка, провёл предыдущую ночь на переднем сиденье своего авто. Это позволяет не тратиться ни на дорогу домой, куда-нибудь далеко за МКАД, ни на съём угла в столице.

Такие выматывающие условия труда и отдыха — обычное дело для многих и многих из 45 тысяч официальных московских таксистов. После собянинских реформ их число резко выросло на радость чиновникам.

В интернете очень много материалов о том, сколько зарабатывают столичные извозчики. По всем раскладам выходит, что сейчас, с укоренением в Москве компаний-агрегаторов типа «Яндекс.Такси», Gett и Uber, удешевивших стоимость поездки для пассажиров, потолок заработка для лицензированного шофёра на арендованной машине — 50-60 тыс. руб. в месяц. При 12-часовой смене 6 дней в неделю. Особо успешные, впрочем, могут поднять и 80-100 тыс., особенно в хлебные месяцы.

Возможно, это лукавая статистика. Московский рынок такси, несмотря на всё его обеление, остаётся закрытым, непрозрачным и не совсем легальным. Тем, кто крутят баранку на жёлтом авто, ни к чему привлекать зависть конкурентов и внимание налоговиков. Потому в их интересах сгущать краски и занижать цифры. Из уст в уста передаются легенды, как особо удачливые бомбилы за пару-тройку лет смогли натаксоватьсебе на квартирку в Первопрестольной.

Возможно, так и было — в прошлом. Сейчас рыночная ситуация заметно поменялась. Столичные агрегаторы — «Яндекс.Такси», Gett и Uber — без труда откусили себе две трети рынка таксомоторных перевозок. IT-троица также резко снизила порог входа на него для новых водителей. Тем, по большому счёту, уже достаточно хорошего смартфона с установленным навигатором и диспетчерским приложением. Ну и сравнительно небольшой суммы денег для оплаты формальностей и аренды транспортного средства заработка.

Выросшая конкуренция сделала тарифы таксомоторов более-менее доступными для москвичей и гостей столицы. «Яндекс.Такси», например, называет средний чек одной поездки в размере 553 руб. Это чуть менее 1% средней месячной зарплаты в Москве. Сопоставимую в процентах сумму отдаст за то же самое среднестатистический лондонец (такси Лондона считается одним из самых дорогих в Европе).

Оборотная сторона медали — новые игроки практически не несут ответственности за ДТП, безопасность пассажиров, опоздания в аэропорт и техническую исправность авто. Никто не проводит, в отличие от традиционных таксопарков, ни техосмотров машин, ни медосмотров водителей. Экономия время от времени переходит в трагедию.

Во всём этом, как в капле воды, отражаются проблемы российской экономики. Нынешние низкие ценники на поездки в московском такси, пожалуй, выставлены по верхней границе массового платежеспособного спроса. Поднимешь их — и сотни тысяч пассажиров начнут голосовать в пользу тесноты метрополитена.

С другой стороны, высокие издержки таксистов, съедающие основную часть выручки, — прямое следствие общей неэффективности бизнеса. Дорогая аренда машин отражает неразвитость лизинга: все тучные годы банкиры окучивали самые доходные рыночные ниши, а теперь у них повально дефицит ресурсов и непринятие рисков. Засилье импорта среди тачек с шашечками чётко показывает, что создать комфортную, надёжную и недорогую легковушку наш автопром по-прежнему не в состоянии, а иностранные автогиганты локализовали в РФ только самую высокомаржинальную продукцию. Неразвитая дорожная сеть, административные поборы и неоправданные штрафы довершают неприглядную картину.

А вы не боитесь пользоваться такси в Москве?

Источник: http://a-nalgin.livejournal.com/1258548.html