МОСКОВСКИЙ МОНИТОР
Воскресенье, 25 Февраля 2018 20:48
Культура

Антикоррупционный культпоход: 14 российских театров попали в поле зрения Transparency International

0
24 октября 2017 г. 16:56
По материалам СМИ
Антикоррупционный культпоход: 14 российских театров попали в поле зрения Transparency International

Если кто не в курсе – это неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией, а потому непросто (ох, как непросто) за ее расследованием разглядеть «руку Кремля». Любопытно, что среди полутора десятка театральных деятелей, у которых российское подразделение Transparency International обнаружило конфликт интересов, значится Кирилл Серебренников. Да, тот самый, что находится под домашним арестом по делу о хищениях.

Transparency International обвинила руководителей сразу нескольких российских театров в том, что они заключали контракты сами с собой без согласования с Минкультом.

В Transparency подчеркивают, что их расследование никак не связно с ситуацией вокруг Серебренникова, и говорят, что начали изучать расходы руководства российских театров задолго до появления дела «Седьмой студии». Со стороны такое совпадение для многих выглядит сомнительным, полагает Business FM.

В Transparency утверждают, что 14 худруков получали господряды от своих же театров. Руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман помимо зарплаты получал от своего театра в среднем по 440 тысяч рублей за постановку спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев — по 480 тысяч рублей, руководитель Театра на Юго-Западе Олег Леушин — по 180 тысяч рублей, руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников — по 345 тысяч рублей.

Олег Табаков и Олег Меньшиков в своих театрах зарабатывали по 600 тысяч в месяц за актерскую игру. Это нормально, считает режиссер МХТ имени Чехова Константин Богомолов:

«Вполне естественно, что, выполняя дополнительную работу, например, выходя на сцену спектакля и собирая этим для своего театра кассу или выполняя дополнительную работу, ставя спектакли и опять же собирая кассу, и делая успех своему театру, потому что, поверьте мне, как выдающихся актеров, так и выдающихся режиссеров, очень мало. Так вот, выполняя дополнительную работу, вполне естественно и нормально, что эти люди заключают с театрами дополнительные контакты».

В Transparency настаивают, что это конфликт интересов. О юридической стороне вопроса говорит руководитель пиар-отдела Transparency International Россия Глеб Гавриш:

«Нанимая для себя, они обязаны это согласовывать с департаментом культуры Москвы, если это московский театр, или с Министерством культуры, если это, например, театр Санкт-Петербурга или Ярославля. И так получилось, что мы написали запрос в прокуратуру, попытались узнать, согласовали ли они на имя себя, как ИП, или нет, и получили ответ, что в некоторых ситуациях, к сожалению, департамент не был в курсе, что они сами себя нанимали, в честности это касалось руководителей Театра кошек Куклачева и художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова».

Юрию Куклачеву в Transparency припомнили то, что он заключил два контракта на аренду помещений с собственным сыном. Общая сумма контракта составила 3,76 млн рублей. Куклачев этого отрицать не стал.

Юрий Куклачев, руководитель Театра кошек: «Ситуация была такая, что это было до закона, который приняли, и не из бюджетных денег, а из тех, которые мы зарабатываем. По гранту, по которому мы проходили, это дешевле в два раза, чем если бы мы брали у чужих: нам предлагали за 300 тысяч снимать помещение, мы сняли за 150 тысяч. Я уговорил Диму, понимаете? Но потом вышел закон, мы обратились в комитет, нам сказали, что категорически нельзя, хоть за десять рублей, но нельзя. Я сказал: «Дима, верни деньги обратно». И Дима вернул деньги обратно, представляете».

Деньги вернулись, продолжает Business FM, экстравагантным образом — сын продолжил сдавать помещение отцу, но уже на безвозмездной основе, чтобы, так сказать, компенсировать… Так или иначе, часто у театров с деньгами выстраиваются очень сложные отношения. О том, как это происходит, не под запись иногда рассказывают сами театральные менеджеры.

Евгения Смурыгина, обозреватель Business FM: «Любой человек, кто хоть немного знаком с театральной бухгалтерией, знает, что деньги на производство тех или иных спектаклей выделяются не в тот момент, когда вам нужно поставить спектакль, а тогда, когда он уже поставлен. Как это работает по факту: человек, который ответственен за выпуск спектакля, очень часто берет деньги из своего собственного кармана, отдает их в бухгалтерию, на эти деньги ставится спектакль, и, как мне объясняли, если речь идет о какой-то крупной сумме, которую худрук не может простить своему собственному учреждению, то, да, они ему возвращают деньги, полученные на спектакль от государства».

Кто-то в итоге предпочитает не возвращать вложенное, дабы не подставлять коллег, да и не рисковать собственной свободой. Кто-то, наверняка, забирает больше, чем вложил, но как уже не раз говорилось, если театр имеет дело с бюджетными деньгам, найти в его работе те или иные нарушения совсем не сложно. Искусство — это не стройка, где по смете можно посчитать кирпичи.

Глава столичного департамента культуры Александр Кибовский пообещал московским театрам революцию. Москва переходит от субсидирования к грантовому финансированию, то есть город будет давать деньги и не будет спрашивать, какую долю гранта и на что потратит театр. Для театралов звучит обнадеживающе, впрочем, у департамента культуры Москвы и к Серебренникову претензий не было.

Со своей стороны российский Минкульт не увидел нарушения закона в том, что руководители театров фактически заключают сделки сами с собой. Как пишет сетевой ресурс znak.com, таким образом в министерстве прокомментировали расследование организации «Трансперенси Интернешнл — Россия», в котором говорится, что руководители как минимум 14 государственных театров искусственно создавали себе «дополнительные возможности для зарабатывания денег».

В ведомстве Владимира Мединского указали, что случаи, когда художественные руководители заключают контракты с собственными театрами, имеют место, но они не нарушают законодательство. По мнению Минкульта, говорить о том, что руководители платят гонорары сами себе, не совсем корректно.

Чиновники пояснили, что подобные случаи регулируются специальным приказом. В соответствии с ним подобные сделки могут быть совершены только с предварительного одобрения Минкультуры как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Источник: https://www.bfm.ru/news/368213, https://www.znak.com/2017-10-24/v_minkulte_ne_uvideli_narusheniy_v_deystviyah_hudrukov_teatrov_vyplachivayuchih_sebe_gonorary

Loading...
Loading...

Подробно
Как государство поддерживает отечественную кинохалтуру
Крупным планом

Министр культуры Владимир Мединский уже который год борется с российскими кинотеатрами. Ну, не хотят они показывать отечественные фильмы, ибо зритель на них почти не ходит. И что самое интересное – именно Минкульт финансирует большинство картин, где нарочито негативно изображены Россия, ее история и быт.

Далее
Изысканный фарфор французских королей
Крупным планом

По российским музеям курсирует интереснейшая выставка «Фарфор французских королей». Свыше двухсот выставленных на стендах изделий некогда украшали банкетные залы королевского двора. В экспозиции от Эрмитажа и Ленинградского государственного музейного фонда представлена посуда крупнейших фарфоровых заводов – Севрской мануфактуры и частных фабрик Парижа 18-19 веков.

Далее
«Из дома вышел человек…» В России сняли первый фильм о поэте Данииле Хармсе
Крупным планом

Одной из премьер Выборгского фестиваля «Окно в Европу» стал фильм «Хармс» режиссера Ивана Болотникова, ученика Алексея Германа-старшего, дебютанта в игровом кино. Кажется, это первое обращение к столь интересной теме. Фильм, где красиво смонтированы документальные и игровые эпизоды, получил от жюри «Окна в Европу» приз за визуальное и музыкальное решение.

Далее

Онлайн новости