МОСКОВСКИЙ МОНИТОР
Вторник, 22 Мая 2018 01:27
Культура
Крупным планом

«Из дома вышел человек…» В России сняли первый фильм о поэте Данииле Хармсе

0
26 августа 2017 г. 11:8
Дмитрий Кузнецов
«Из дома вышел человек…» В России сняли первый фильм о поэте Данииле Хармсе

Одной из премьер Выборгского фестиваля «Окно в Европу» стал фильм «Хармс» режиссера Ивана Болотникова, ученика Алексея Германа-старшего, дебютанта в игровом кино. Кажется, это первое обращение к столь интересной теме. Фильм, где красиво смонтированы документальные и игровые эпизоды, получил от жюри «Окна в Европу» приз за визуальное и музыкальное решение.

Дневники и мемуары могут многое рассказать о жизни поэта Даниила Ювачева, взявшего псевдоним Хармс, сына народовольца И. Ювачева, который после каторги пришел к вере, о его бытовом и литературном окружении, романах с женщинами, о поэтах Введенском, Заболоцком, Олейникове и других талантливых людях, которые вместе с Хармсом публиковались в детском издательстве, возглавляемом Маршаком.  
 
Но, наверное, трудно рассказывать средствами кино о писателе так, чтобы это было интересно рядовому зрителю. Например, недавний американский фильм «Гений» про писателя Тома Вулфа, несмотря на звездный состав, получился скучноватым. Не избежала этого недостатка и 90–минутная картина о Хармсе. Роль Хармса в фильме исполнил молодой польский актер и режиссер Войцех Урбаньский. Его иностранное происхождение, по–видимому, призвано подчеркнуть непохожесть Хармса на окружающих.
 
Повествование строится в виде воспоминаний поэта, заключенного в тюрьме, о своей прошлой жизни, о женщинах и друзьях – собратьях по перу. Акцент сделан на странных людях, окружающих Хармса во дворе и на улице (видимо, персонажах абсурдных миниатюр Хармса, одного из которых играет А. Баширов), на убогой обстановке грязного двора и бедной квартиры, где живет поэт. Авторы пошли по наиболее очевидному пути – противопоставлению Хармса атмосфере слежки и репрессий, хотя, судя по дневникам, и до ареста этот человек был терзаем кучей других проблем, которые пытался решить, обращаясь то к Богу, то к себе самому. Дневники Хармса открывают нам за лощеным обликом английского джентльмена в кепке и гетрах, с трубкой в зубах натуру страстную и мятущуюся, в отличие от достаточно спокойного Хармса в фильме.
 
Одним словом, чтобы кино на столь узкую тему как биография поэта получилось интересным, необходимо, чтобы изложенная в нем история была интересна для непосвященного зрителя – тогда и узкий круг знатоков его оценит. Пока же фигура Хармса, вероятно, так и останется загадкой для широкого круга зрителей – особенно для тех, кто мало знает о нем. Все же, скажем спасибо создателям фильма за попытку рассказать о поэте.
 
После премьеры фильма мы задали несколько вопросов режиссеру фильма Ивану Болотникову:
 
 
– Это была ваша идея снять фильм о Хармсе?
 
– Да. Фильм долго не удавалось закончить. А я никак не мог расстаться с Хармсом, я считал, что фильм обязательно надо сделать. Проект состоялся благодаря продюсеру Андрею Сигле. Я считаю, что фигура Хармса становилась все более актуальной в последние годы.
 
– Почему фигура Хармса все более актуальна? Какие события вы имеете в виду?
 
– Я имею в виду вообще все, что в мире происходит, смещение рамок, когда все зыбко, дрожит, меняется, двоится, троится.
 
– Как вы думаете, был бы популярен Хармс сейчас, в эпоху Интернета и соцсетей? Был бы оценен его талант? Сейчас ведь вообще поэзия в упадке…
 
– Каждый человек рождается, когда он рождается. Тут сослагательного наклонения быть не может. Не знаю, каким был бы сейчас Хармс, но тот Хармс 30–х годов – не теряется. У него есть своя публика, которая Хармса любит, интересуется его творчеством. Его любят не только у нас, я знаю другие страны, где он популярен – например, скандинавские страны, а также, как ни странно, Сербия. Во Франции и Англии его почти не знают. Ну, в Англии, понятно почему – там есть своя традиция поэзии абсурда…
 
– Кажется, есть французский исследователь Хармса?
 
– Да, его фамилия Жаккар. Я с ним разговаривал. Поверьте мне, я изучил все…
 
– В фильме уделено внимание и личной жизни Хармса. Какими источниками вы пользовались?
 
– Его дневниками, а также воспоминаниями людей близко знавших его – его жены Марины Малич, его друзей. Там нет ничего придуманного.
 
– В фильм не вошли его детские стихи?
 
– Да, ряд тем в фильм не вошли, в том числе и тема с детьми. Хармс не любил детей, но подрабатывал детскими утренниками. И после его выступления дети шли за ним, как мыши за крысоловом – так они были очарованы парадоксальным миром его стихов. А он на них не обращал внимания. Я даже делал интервью с одной женщиной, которая в детстве была на таком утреннике и до сих пор помнит свое впечатление от Хармса.
 
– Сколько заняли съемки фильма?
 
– Фильм снят за 22 рабочих дня, но работа перед этим была проделана колоссальная. Например, симфоническую музыку, которую писал македонский композитор Сони Петровский, я ждал больше полугода – что делать, это же копродукция, таков был вклад македонской стороны.
 
– Квартира и двор Хармса – не слишком бедно выглядят?
 
– Нет, на мой взгляд, все выглядит очень живописно и очень по-петербургски. Над этим работал легендарный художник–постановщик Владимир Светозаров.
 
– Вы снимали в реальной квартире Хармса?
 
– Нет, реальная большая квартира, в которой жил поэт, сейчас разделена на несколько квартир и там живут люди, так что снимать там невозможно. Мы сделали декорации в другой квартире.
 
– С вдовой Хармса вы не встречались?
 
– Нет, к тому времени Марина Малич уже умерла. Как вы знаете, она закончила свои дни в Латинской Америке. Зато я общался с племянником Хармса Кириллом Грицыным, который прожил с ним десять лет бок о бок, и узнал много интересного о Хармсе, о его семье. К сожалению, он тоже умер несколько лет назад.
 
– Фильм получил какие-то награды?
 
– Да, он был показан на международном фестивале в Шанхае, и получил там два приза. Скоро будет его прокат в России.
 
– Как вы думаете, будет интерес у зрителей?
 
– Думаю, да. Фигура Хармса сейчас немного подзабыта, но мы надеемся, что наш фильм снова подогреет к нему интерес.

Loading...

Loading...

Подробно
Оглушительный успех «Аритмии»
Крупным планом

Фильм Бориса Хлебникова получил премию «Ника» в пяти основных номинациях

В концертном зале «Вегас Сити Холл» в далеком от центра Москвы районе Мякинино состоялась церемония награждения кинопремии «Ника», старейшей отечественной кинопремии, старшей сестры и соперницы более молодого «Золотого Орла», раздавшего свои награды в начале февраля. 

Далее
Как государство поддерживает отечественную кинохалтуру
Крупным планом

Министр культуры Владимир Мединский уже который год борется с российскими кинотеатрами. Ну, не хотят они показывать отечественные фильмы, ибо зритель на них почти не ходит. И что самое интересное – именно Минкульт финансирует большинство картин, где нарочито негативно изображены Россия, ее история и быт.

Далее
Изысканный фарфор французских королей
Крупным планом

По российским музеям курсирует интереснейшая выставка «Фарфор французских королей». Свыше двухсот выставленных на стендах изделий некогда украшали банкетные залы королевского двора. В экспозиции от Эрмитажа и Ленинградского государственного музейного фонда представлена посуда крупнейших фарфоровых заводов – Севрской мануфактуры и частных фабрик Парижа 18-19 веков.

Далее
Антикоррупционный культпоход: 14 российских театров попали в поле зрения Transparency International

Если кто не в курсе – это неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией, а потому непросто (ох, как непросто) за ее расследованием разглядеть «руку Кремля». Любопытно, что среди полутора десятка театральных деятелей, у которых российское подразделение Transparency International обнаружило конфликт интересов, значится Кирилл Серебренников. Да, тот самый, что находится под домашним арестом по делу о хищениях.

Далее

Онлайн новости