МОСКОВСКИЙ МОНИТОР
Среда, 23 Января 2019 14:58
Культура

Измена, как норма в советском кино

755
10 декабря 2013 г. 10:21
Измена, как норма в советском кино

В киносюжетах эпохи Застоя то тут, то там возникал непременный образ бабы-разлучницы. Или же - кавалера, который решил «начать жизнь заново». Или - совсем юной девушки, резко и бесповоротно влюбившейся в женатого и взрослого мужчину. 

Разумеется, на этой теме построена почти вся мировая литература, и даже - мифология разных древних народностей, вроде античных греков. Тут дело не в типичности данной ситуации, а в освещении оной, в отношении к явлению. Так вот, к 1970-м годам стало вдруг отчётливо ясно - женщины / мужчины изменяют друг другу и это едва ли не норма. Разумеется, иной раз нам показывали драму или даже комедию на эту тему, что говорило нам о том, что гулять от жены - это всё-таки не очень хорошо, но, в принципе, можно.

Вон Вася Кузякин закрутил по пьяни с Раисой Захаровной, наслушался про телекинез и летающие тарелки, можно и обратно - под бочок к мягкой Надюхе. Замечу, что Раису Захаровну тут показывали не как злую разлучницу - напротив, она очень добрая тётка, даже хотела по-честному. Нам говорят - она сугубо несчастна. Потому и увела первого, кто подвернулся. Её авторы не осуждали. Зрители - тем более.

Потому что сами не были святы - НИИшные утончённые дамы, предпочитавшие Сартра, заводили романы не хуже и не реже, чем нынешние офисные стервы, публикующие в Инстаграме свои унылые фотки с турецкого пляжа. Но то жизнь, а то - кино. В 1930-х - 1950-х показывали эталон, потом начали этот эталон размывать, очеловечивать, то есть показывать неровности и червоточинки. У положительного героя тут же появиласьнезаконная женщина, при том, что сама она могла быть такой же положительной, как и он сам. Лёгкость расставания с предыдущей дамой сердца подчёркивалась лирическими музыкальными композициями.

Доктор Лукашин через несколько часов после общения с невестой Галочкой, с радостью забывал о её существовании. Надя Шевелёва кидалась в омут страстей, оттолкнув опешившего Ипполита. Ипполит - старше. Он помнил другие образцы. Оленька Рыжова - печально-чарующая и поэтичная кошёлка «в жутких розочках» - честно пыталась увести из семьи мужчину, который, в общем-то, не собирался. Или собирался, но не с ней. Но нам показывают залитое не то слезами, не то погодой личико Рыжовой и пытаются донести нехитрую мысль, что женщина хотела всего лишь любви. Путём разрушения семьи. И своей, в частности. Кроме того, секретарша Верочка доверительно сообщает и нам, и Калугиной, что бывшая жена Новосельцева тоже «...а потом загуляла».

ОР

Красивая и стильная женщина Оля из «Зимней вишни» тоже не отстаёт от тренда - её кавалер, правда, не чета лощёному Самохвалову, но всё-таки вполне приятный подлец с кошачьей ухмылочкой и умением говорить разные красивости. И зритель её жалеет! Вот это самое дикое - баба разрушает семью, а принято - жалеть именно разлучницу. Или вот «Полёты во сне и наяву» - тут уже появляется юная обольстительница, которой, в сущности, наплевать, что у её сорокалетнего зайки - жена, дочь, обязанности. Ей надо здесь и сейчас, потому что мужик-то видный, хотя и побитый жизнью. Но так даже интереснее - молодые всегда глупые и не знают, куда целовать.

А в драме «Прости!» муж заводит интрижку с совсем унылым созданием, с этаким агрессивно-пухлым цыплёнком девятнадцати лет, бросив жену-красотку, которая, впрочем, не осталась в долгу и слёту отбила не вполне юного мужика у лучшей подруги. Какая интересная у людей жизнь! Ну и классика жанра - «Осенний марафон». У бегуна-переводчика, как положено, есть нелюбимая жена и любимая подруга. Жена - толстая и снулая, любовница - тонкая и звонкая. Выбор между «хорошо» и «надо», в принципе, не делается. Остаётся - убегать. При этом - опять-таки замечу - принято жалеть Бузыкина. Он не виноват, виновато что-то другое, неподъёмно-непонятное, ...время что ли? Эпоха?

ПРости

Разумеется, это было во все времена. Но есть нюанс! В 1970-1980-х годах на фоне лживой пропаганды крепких семей и (прости, Господи!) девического целомудрия, нам показывали, как незамужние девушки прыгают на шею к женатым мужикам, как тётки гуляют от своих мужей, оставляя детей одних дома или на попечении двоюродных бабушек, как мужчины преспокойно заводят курортные романы, потому что у них, видите ли, «завертелось по пьяни», как... Примеров может быть море. А кто-то ещё говорит, что в именно 1990-х нас научили плохому?

Источник: топ 100 блогов zina_korzina

Подробно
«Цирк с конями», или Как дрессировщик Запашный поссорился с миллиардером Гуцериевым

На прошедшем в Петербурге Совете по культуре и искусству Эдгард Запашный пожаловался президенту Путину на совместный проект Михаила Гуцериева и канадского Cirque du Soleil, который, по мнению дрессировщика, «негативно скажется» на развитии не только российского цирка, но и спорта. Представители Гуцериева поспешили уличить Запашного в «галлюцинациях» с «наглой клеветой» и «грубой ложью».

Далее
«Художества» собянинцев: для чего у московских художников отбирают мастерские?

Несколько лет назад Московский союз художников просил Сергея Собянина остановить «варварский отъем помещений творческих мастерских, развязанный Департаментом имущества». Как тогда писал «Московский монитор», без крыши над головой могли остаться до 400 художников. Сейчас подчиненные Собянина взялись за старое… Так, в поле их зрения оказались помещения в одном из арбатских переулков.

Далее
Оглушительный успех «Аритмии»
Крупным планом

Фильм Бориса Хлебникова получил премию «Ника» в пяти основных номинациях

В концертном зале «Вегас Сити Холл» в далеком от центра Москвы районе Мякинино состоялась церемония награждения кинопремии «Ника», старейшей отечественной кинопремии, старшей сестры и соперницы более молодого «Золотого Орла», раздавшего свои награды в начале февраля. 

Далее
Как государство поддерживает отечественную кинохалтуру
Крупным планом

Министр культуры Владимир Мединский уже который год борется с российскими кинотеатрами. Ну, не хотят они показывать отечественные фильмы, ибо зритель на них почти не ходит. И что самое интересное – именно Минкульт финансирует большинство картин, где нарочито негативно изображены Россия, ее история и быт.

Далее

Онлайн новости