МОСКОВСКИЙ МОНИТОР
Пятница, 25 Мая 2018 11:32
Культура

Измена, как норма в советском кино

755
10 декабря 2013 г. 10:21
Измена, как норма в советском кино

В киносюжетах эпохи Застоя то тут, то там возникал непременный образ бабы-разлучницы. Или же - кавалера, который решил «начать жизнь заново». Или - совсем юной девушки, резко и бесповоротно влюбившейся в женатого и взрослого мужчину. 

Разумеется, на этой теме построена почти вся мировая литература, и даже - мифология разных древних народностей, вроде античных греков. Тут дело не в типичности данной ситуации, а в освещении оной, в отношении к явлению. Так вот, к 1970-м годам стало вдруг отчётливо ясно - женщины / мужчины изменяют друг другу и это едва ли не норма. Разумеется, иной раз нам показывали драму или даже комедию на эту тему, что говорило нам о том, что гулять от жены - это всё-таки не очень хорошо, но, в принципе, можно.

Вон Вася Кузякин закрутил по пьяни с Раисой Захаровной, наслушался про телекинез и летающие тарелки, можно и обратно - под бочок к мягкой Надюхе. Замечу, что Раису Захаровну тут показывали не как злую разлучницу - напротив, она очень добрая тётка, даже хотела по-честному. Нам говорят - она сугубо несчастна. Потому и увела первого, кто подвернулся. Её авторы не осуждали. Зрители - тем более.

Потому что сами не были святы - НИИшные утончённые дамы, предпочитавшие Сартра, заводили романы не хуже и не реже, чем нынешние офисные стервы, публикующие в Инстаграме свои унылые фотки с турецкого пляжа. Но то жизнь, а то - кино. В 1930-х - 1950-х показывали эталон, потом начали этот эталон размывать, очеловечивать, то есть показывать неровности и червоточинки. У положительного героя тут же появиласьнезаконная женщина, при том, что сама она могла быть такой же положительной, как и он сам. Лёгкость расставания с предыдущей дамой сердца подчёркивалась лирическими музыкальными композициями.

Доктор Лукашин через несколько часов после общения с невестой Галочкой, с радостью забывал о её существовании. Надя Шевелёва кидалась в омут страстей, оттолкнув опешившего Ипполита. Ипполит - старше. Он помнил другие образцы. Оленька Рыжова - печально-чарующая и поэтичная кошёлка «в жутких розочках» - честно пыталась увести из семьи мужчину, который, в общем-то, не собирался. Или собирался, но не с ней. Но нам показывают залитое не то слезами, не то погодой личико Рыжовой и пытаются донести нехитрую мысль, что женщина хотела всего лишь любви. Путём разрушения семьи. И своей, в частности. Кроме того, секретарша Верочка доверительно сообщает и нам, и Калугиной, что бывшая жена Новосельцева тоже «...а потом загуляла».

ОР

Красивая и стильная женщина Оля из «Зимней вишни» тоже не отстаёт от тренда - её кавалер, правда, не чета лощёному Самохвалову, но всё-таки вполне приятный подлец с кошачьей ухмылочкой и умением говорить разные красивости. И зритель её жалеет! Вот это самое дикое - баба разрушает семью, а принято - жалеть именно разлучницу. Или вот «Полёты во сне и наяву» - тут уже появляется юная обольстительница, которой, в сущности, наплевать, что у её сорокалетнего зайки - жена, дочь, обязанности. Ей надо здесь и сейчас, потому что мужик-то видный, хотя и побитый жизнью. Но так даже интереснее - молодые всегда глупые и не знают, куда целовать.

А в драме «Прости!» муж заводит интрижку с совсем унылым созданием, с этаким агрессивно-пухлым цыплёнком девятнадцати лет, бросив жену-красотку, которая, впрочем, не осталась в долгу и слёту отбила не вполне юного мужика у лучшей подруги. Какая интересная у людей жизнь! Ну и классика жанра - «Осенний марафон». У бегуна-переводчика, как положено, есть нелюбимая жена и любимая подруга. Жена - толстая и снулая, любовница - тонкая и звонкая. Выбор между «хорошо» и «надо», в принципе, не делается. Остаётся - убегать. При этом - опять-таки замечу - принято жалеть Бузыкина. Он не виноват, виновато что-то другое, неподъёмно-непонятное, ...время что ли? Эпоха?

ПРости

Разумеется, это было во все времена. Но есть нюанс! В 1970-1980-х годах на фоне лживой пропаганды крепких семей и (прости, Господи!) девического целомудрия, нам показывали, как незамужние девушки прыгают на шею к женатым мужикам, как тётки гуляют от своих мужей, оставляя детей одних дома или на попечении двоюродных бабушек, как мужчины преспокойно заводят курортные романы, потому что у них, видите ли, «завертелось по пьяни», как... Примеров может быть море. А кто-то ещё говорит, что в именно 1990-х нас научили плохому?

Источник: топ 100 блогов zina_korzina

Loading...

Loading...

Подробно
Оглушительный успех «Аритмии»
Крупным планом

Фильм Бориса Хлебникова получил премию «Ника» в пяти основных номинациях

В концертном зале «Вегас Сити Холл» в далеком от центра Москвы районе Мякинино состоялась церемония награждения кинопремии «Ника», старейшей отечественной кинопремии, старшей сестры и соперницы более молодого «Золотого Орла», раздавшего свои награды в начале февраля. 

Далее
Как государство поддерживает отечественную кинохалтуру
Крупным планом

Министр культуры Владимир Мединский уже который год борется с российскими кинотеатрами. Ну, не хотят они показывать отечественные фильмы, ибо зритель на них почти не ходит. И что самое интересное – именно Минкульт финансирует большинство картин, где нарочито негативно изображены Россия, ее история и быт.

Далее
Изысканный фарфор французских королей
Крупным планом

По российским музеям курсирует интереснейшая выставка «Фарфор французских королей». Свыше двухсот выставленных на стендах изделий некогда украшали банкетные залы королевского двора. В экспозиции от Эрмитажа и Ленинградского государственного музейного фонда представлена посуда крупнейших фарфоровых заводов – Севрской мануфактуры и частных фабрик Парижа 18-19 веков.

Далее
Антикоррупционный культпоход: 14 российских театров попали в поле зрения Transparency International

Если кто не в курсе – это неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией, а потому непросто (ох, как непросто) за ее расследованием разглядеть «руку Кремля». Любопытно, что среди полутора десятка театральных деятелей, у которых российское подразделение Transparency International обнаружило конфликт интересов, значится Кирилл Серебренников. Да, тот самый, что находится под домашним арестом по делу о хищениях.

Далее

Онлайн новости