Герман Каплун пытается взять под контроль «Армаду»?

Как сообщают СМИ, председатель совета директоров ОАО «Армада», скандально известный бизнесмен Герман Каплун, по всей вероятности, организовал падение котировок IT-компании с целью ее захвата структурами «Альфа-групп». Внутрикорпоративная война ведется по давно отработанной схеме, в которой Каплун, похоже, пытается использовать стороннего инвестора для распыления акций иных акционеров. «Армада» может оказаться очередным «надутым пузырем» с завышенными финансовыми показателями по аналогии с медиа-холдингом РБК, которую бизнесмен после нескольких попыток сумел выгодно продать компаниям Михаила Прохорова.

В середине августа с помощью спровоцированной СМИ кампании котировки «Армады» упали на 51%. Это позволило привлеченному Каплуном инвесторам из «Альфы-групп» выкупить почти 20% акций. Вполне вероятно, что новых выгодоприобретателей Каплун использует в своих целях: для контроля над неугодным менеджментом и сокрытия истинного незавидного положения дел в «Армаде».

Герман Каплун прославился несколько лет назад благодаря истории с продажей РБК. Перед этим медиа-холдинг получил 220 млн долларов кредитов, из которых 46 млн, видимо, тут же перетекли на оффшорный счет дельца. Интересно, что одним из обеспечительных пакетов стали акции «Армады», которые перешли к Альфа-банку – одного из кредиторов РБК. Поэтому не случайно, что именно «Альфа» проявила недавний интерес к «Армаде». Но вполне возможна ситуация, аналогичная РБК: покупка компании, в которой придется еще долго налаживать дела и вкладывать средства.

История с созданием РБК требует отдельного рассказа. Создается впечатление, что в 2002 году Каплун создавал эту многоцелевое интернет-медиа исключительно для продажи какому-нибудь олигарху. Выйдя на рынок IPO, РБК включала в себя различные бизнес-ресурсы. Есть основания предполагать, что показатели посещаемости холдинга искусственно завышались в 3-5 раз: как с помощью adult-контента, так с покупкой траффикогенераторов. Многие ресурсы изготавливались самими умельцами компании, будь то газета «Утро», почта Hotbox, чат Krovatka.

В 2008 году с обрушением фондового рынка капитализация РБК снизилась в семь раз, общий долг оценивался в 220 млн долларов. Большая часть выручки формировалась не ТВ и печатным сегментами, а накрученными трафиками и полузаконными ресурсами.

Не удивительно, что от такой компании Каплун решил избавиться. Предложения о продаже РБК направлялись «Газпром-медиа», «Альфа-групп», Алишеру Усманову, ряду зарубежных медиа-холдингам. Но после аудита все потенциальные покупатели быстро ретировались. И уже когда компания оказалась на грани банкротства, ею заинтересовались структуры олигарха Михаила Прохорова.

С этого момента Каплун сотоварищи вновь озаботились проблемой создания видимости роста капитализации РБК. Менеджеры сомнительных сайтов вдруг стали выкупать свои доли. РБК делает дорогостоящие приобретения интернет-магазина Fidel.ru за 8,5 млн долларов и Огород.ru за 1 млн. Оба ресурса просуществовали недолго и тихо скончались. А потраченные якобы 9,5 млн долларов были внесены в отчетность. Разумеется, этими примерами не ограничивались, ибо команда Каплуна «создавала», «запускала» и «покупала» десятки мобильных сервисов, интернет-мессенджеров, соцсетей и т.д.

Только после покупки РБК у Прохорова и ОНЭКСИМа открылись глаза, какой «престижный и продвинутый» актив они приобрели.

Похоже, сегодня Герман Каплун проворачивает подобную комбинацию с ОАО «Армада», с прицелом на «Альфа-групп». В 2013 году чрез инвестфонд TMT Investments и лояльных бизнесменов он скупил акции «Армады», взяв под контроль 80% ее капитала. Это позволило ему возглавить совет директоров и набрать своих управленцев. Правда, смена топ-менеджеров проводилась, мягко говоря, странным образом, о чем старые кадры не раз заявляли. Вскоре капитализация «Армады» стал стремительно падать, персонал массово покидал компанию.

Вполне вероятно, что старый сценарий с выгодной продажей разоренного РБК Прохорову может повториться в новом варианте. Поменяются лишь названия и лица.