Germanwings нельзя винить в допущении психа к штурвалу аэробуса

Причиной очередной авиакатастрофы, унесшей жизни экипажа и 150 пассажиров, могла стать гипертрофированная политкорректность западного общества. Как оказалось, к управлению Аэробусом был допущен психически нестабильный пилот: Андреас Лубитц, находившийся на момент крушения за штурвалом, регулярно принимал антидепрессанты. Однако руководство авиакомпании не сочло возможным отвести его кандидатуру по этой причине – ведь такое решение можно было расценить как нарушение прав человека.

Подобное мнение высказал 27 марта на пленарном заседании Госдумы РФ председатель ЛДПР Владимир Жириновский. По его словам, хотя виновен в трагедии непосредственно Лубитц, предпосылки ее созданы образом жизни западного общества: «Право психически нестабильного человека управлять самолетом было поставлено выше безопасности его пассажиров. В результате 150 трупов. У каждого есть право уйти из жизни, но никто не должен создавать условия, чтобы он мог забрать с собой других людей». Поведение же капитана судна, который через 20 минут после взлета пошел в туалет, передоверив лайнер неопытному пилоту, Жириновский счел непрофессиональным: «Когда летчик входит в самолет — он больше не личность, а прежде всего пилот, который отвечает за жизнь пассажиров. Это тоже определенная культура: права человека на комфорт в ущерб безопасности».

К счастью, пока психическая нестабильность людей становится причиной таких трагических событий в считанных случаях. Однако, по мнению Жириновского, проблема усугубляется в глобальном масштабе: «XXI век — это эпоха психических заболеваний. И Россия не исключение. У огромного количества людей портится психика, и кто-то может стать очередным Андреасом Лубитцем». А в Западной Европе, констатировал политик, вообще «образ жизни превратился в жесточайшую эксплуатацию человека. Вся жизнь в борьбе: нужно выиграть право занять должность, выиграть право на зарплату. Многие сдаются».

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дала руководитель Психологического центра на Волхонке Анна Карташова.


— Владимир Жириновский заявил, что катастрофа самолета в Альпах, которая, судя по всему, произошла по вине самоубийцы — второго пилота Андреаса Лубитца, очень типична для современной эгоистичной Европы. Лубитц страдал от депрессии и поэтому решил унести с собой в могилу 150 пассажиров аэробуса. По нашим стандартам он не мог быть допущен к управлению самолетом. Но право психически нестабильного человека управлять самолетом было поставлено выше безопасности его пассажиров. Многим экспертам эта катастрофа напоминает дело другого убийцы — Андерса Брейвика. Тогда тоже ради европейского душевного комфорта и из личного каприза были убиты десятки человек. Что Вы думаете о заявлении Жириновского и о европейском укладе жизни в целом?

— Я считаю, что основной тезис уважаемого депутата – на Западе к психически неуравновешенные люди имеют право управлять самолетом – в корне неверен. Прежде всего, чтобы делать какие-либо выводы, нам следует обладать полной информацией о ситуации. К примеру, надо знать, что по этому поводу говорит закон. Хотя я уверена — в Европе нет законов, согласно которым ради душевного комфорта кого бы то ни было можно допустить психически нездорового человека к управлению авиалайнером.

Что же касается авиакомпании, то, если в ней не знали о психических проблемах пилота, то нет никаких оснований утверждать, что в трагедии есть ее вина. Что в Европе, что у нас, в России, могла сложиться такая ситуация – человек обращается в частную клинику, получает рекомендации и рецепт, принимает антидепрессанты, а его работодатели совершенно не в курсе, поскольку он их об этом в известность не ставит. Компания не знает о психических проблемах своего работника и не имеет ровно никаких оснований отстранять его от полетов.

К тому же мы с вами не знаем, какова в точности процедура прохождения медкомиссии что западными, что российскими пилотами — как часто это делается, какими законами и подзаконными актами регулируется. К примеру, вчера человек прошел медкомиссию, и у него было все в порядке, а сегодня с ним случилось что-то, что вывело его из психического равновесия. Может быть, это выявляется во время предполетного медосмотра? Может быть, случай с Лубитцем станет поводом для пересмотра процедуры медобследования пилотов? Повторяю, у нас с вами нет никакой информации, чтобы сравнивать и делать какие-либо выводы.


— Представители авиакомпании заявили, что ничего о проблемах пилота не знали. Препараты-антидепрессанты, которые он принимал, обнаружили у него дома лишь пост-фактум. Однако в его медицинской карте было указано, что пациент «нуждается в дополнительном медицинском обследовании». Может быть, на этом основании здоровье пилота следовало бы подвергать дополнительным проверкам? И можно ли было считать эту запись в медкарте основанием для отвода кандидатуры Лубитца?

— Опять же у нас нет полного знания ситуации. Что подразумевала эта запись, какой вид «дополнительного медицинского обследования»? Может быть, это была рекомендация ревматолога? Однозначно можно сказать только одно – нельзя допускать к управлению самолетом психически нестабильного человека. И мне кажется, что и в России, и в странах ЕС это является законом.