Союз обиженных


Главред МК Павел Гусев посягает на независимость судебной системы?

Ассоциация пиарщиков РАСО, которой в конце прошлого года была заказана информационная кампания, направленная, видимо, на подрыв авторитета судебной системы России, наконец, смогла заручиться и поддержкой главного редактора Московского комсомольца Павла Гусева. Его издание опубликовало материал, в котором обрушилось с критикой на Арбитражный суд Москвы, ранее признавший недостоверной публикацию «Независимой газеты», и ее автора Олега Бондаренко об аварии в нефтепроводе «Дружба».

Изначальная цель публикации в Независимой газете, очевидно, заключалась в том, чтобы отвлечь внимание от тех, кто, по версии следствия, ради сокрытия хищения нефти заливал в нефтепровод хлорорганику. Это, напомним, привело к кризису с поставками нефти на экспорт в ряд европейских стран. Защита обвиняемых организовала агрессивную кампанию в прессе – серию публикаций и пресс-конференций с тем, чтобы представить злоумышленников невинными овечками и даже жертвами. Та статья в «Независимой» оказалась настолько недобросовестной, что вынудила оператора «Дружбы» Транснефть подать в суд. Процесс продолжается уже несколько месяцев, и ответчики потерпели уже два поражения в суде – первой и второй инстанциях.

Между тем, РАСО, которая в конце прошлого года стала подрядчиком на выполнение PR-работ по подрыву авторитета судебной системы России и отдельных судей (в том числе судей Верховного ссуда России) использовала описанный судебный процесс как один из поводов по дискредитации Арбитражного суда. Однако поскольку оспорить или хотя бы поставить под сомнение принятые в ходе указанного процесса судебные решения по существу пиарщики и «мобилизованные» ими СМИ не могут, поражение «Независимой газеты» и автора статьи Бондаренко они раскручивают как давление на свободу слова. Респектабельные СМИ и представители профессионального сообщества, естественно, от этой истории дистанцируются. Издания без комплексов охотно участвуют.

На днях к кампании стыдливо присоединилась и газета «Московский комсомолец» Павла Гусева. Издание витиевато и многословно пытается «наехать» на Арбитражный суд Москвы, рассказать, каким должно было бы быть решение, пересказывает то, что признано судом недостоверной информацией и тоже говорит о неправильном отношении российского судопроизводства к свободе слова. В общем, с незначительными изменениями повторяет все то, что ассоциация пиарщиков РАСО в рамках своей антисудебной кампании распространяет по доступным СМИ. Саму публикацию, правда, запрятали на сайте так, что не всякий читатель ее обнаружит.

Однако активное участие Павла Гусева в кампании по фактическому очернению судебной системы представляется весьма примечательным. Особенно в нынешнем контексте. В свое время Гусев как глава комиссии по СМИ Общественной палаты России подверг критике инициативу одного из губернаторов, который предложил создать на портале органов власти региона реестр СМИ, пишущих неправду. Гусев тогда заявил, ни много, ни мало, что только суд имеет право определить, насколько сведения в СМИ соответствуют действительности. Бинго! Гусев, оказывается, признал право суда определять правдивость СМИ, но теперь, в рамках антисудебной кампании, к которой он, похоже, присоединился, в этом праве суду отказывает. Собственно говоря, за реализацию этого права суду и судьям и пеняет.

Вряд ли Гусев включился в информационную кампанию, подрывающую независимость судебной системы, лишь за те деньги, что, вероятно, получило его рекламное агентство ОКей. Не хочется верить, что мотивы его так мелки. Скорее всего, помимо банального заказа, от которого он мог бы просто отказаться, хозяином МК движут и личные мотивы, личная обида на суды и судей. В ходе громкого и скандальногобракоразводного процесса Павла Гусева, он и сам оскандалился в суде. Пытаясь «отжать» при разводе у жены и одновременно партнера по бизнесу часть имущества, Гусев подал на нее в суд. В частности, требовал признать незаконной и отменить продажу его бывшей женой Евгенией Ефимовой 50%-ной доли в издательстве «Эксим-Пресс». Первые две инстанции Гусев проиграл. Кстати, все в том же Арбитражном суде Москвы и затем в 9 арбитражном апелляционном. Отсюда, видимо, и обида, и желание свести счеты, и, возможно, демонстрация силы на будущее.

Примечательно, что похожая мотивация (помимо денег за размещение заказных публикаций, естественно) есть практически у всех СМИ, задействованных РАСО в кампании против судей. Например, у Константина Ремчукова – это желаниепродать «Независимую газету», чему мешает иски и проигранные суды.

Так и образовался этот пул нуждающихся и обиженных, в котором Гусев занял свое заслуженное место.