Как связано нежелание Росприроднадзора разобраться в объемах и причинах аварии на терминале КТК с Ларисой Каландой

Авария на нефтяном терминале КТК (АО «КТК-Р»), случившаяся 7 августа в акватории Черного моря, по сей день никак не оценена с точки зрения нанесенного природе ущерба.

Какой объем нефти попал в море? Кто виноват в произошедшем? Эти очевидно требующие ответа вопросы сейчас уже начинают казаться чуть ли не риторическими.

Росприроднадзор, в компетенцию которого входит разбор подобных аварий никак не может определиться с масштабами бедствия.

Впрочем, как заявляют некоторые источники, ждать громких заявлений от ведомства не стоит. Есть информация, что топ-менеджеры Транснефти уже подсуетились в данном вопросе, и через некоторое время, проведя «тщательную» проверку, Росприроднадзор придет к выводу, что авария на самом деле не стоила такого пристального внимания, и в воде оказалось не более 30 тонн нефти. Это, на минуточку, в десять раз меньше того, о чем сейчас говорят эксперты, основываясь на объективных показателях.

Впрочем, цифра в 30 тонн влечет за собой явную несостыковку. Дело в том, что разлив произошел на весьма внушительном расстоянии от Новороссийска, однако жители этого города указывали на то, что чувствовали запах нефти. Какие факторы нужно будет задействовать, чтобы объяснить столь феноменальную «пахучесть» такого малого объема?

Позиция руководства Транснефти понятна — им надо по максимуму нивелировать результаты аварии. Ведь ещё зимой газета«Наша Версия»предупреждала о масштабной аварии, которая может случиться на морском терминале КТК рядом с Новороссийском, из-за желания близких к «Транснефти» топ-менеджеров сменить подрядчика морских услуг на более «близкого». Весной подрядчика сменили, вместо ООО «Ламналко» им стала компания «Транснефть-Сервис», на деятельность которой по-прежнему влияет её бывший директор, нынешний руководитель Новороссийского морского торгового порта Сергей Киреев.

Почему мы так думаем? Потому что построенная Киреевым схема с арендой втридорога буксиров через офшоры никуда не делась. «Транснефть-Сервис» продолжает арендовать суда у кипрских компаний и платит за них 6,8 тыс. долларов в сутки при рыночной цене 2,5 – 3 тыс. долларов. Именно эти буксиры компания использует для работ по контракту, которые раньше выполняли специалисты «Ламналко».

Начиная с весны, когда и произошла замена подрядчика, масштабный разлив нефти в Чёрном море был лишь делом времени. По сути, о грядущей аварии все знали заранее. Поэтому ещё весной КТК, по-видимому, не без подачи «Транснефти» попытался спихнуть грядущие проблемы на «Ламналко».

Правда в ход здесь идут какие-то нелогичные методы. Так, сначала владелец терминала заявляет об игрушечном нефтяном пятне в 200 квадратов, затем институт космических исследований РАН публикует снимок со спутника, согласно которому площадь загрязнения могла достигать 80 квадратных километров.

При этом неформальные каналы располагают информацией о том, что у Росприроднадзора есть и другие снимки с космоса. Но вот незадача — они якобы не очень информативны — нефть, сливы села Абрау-Дюрсо и дождевые стоки так перемешались, что теперь не разобрать, что где. Видимо, чиновники очень боятся ошибиться.

Не стоит забывать, что авария случилась не где-то на краю света, а в непосредственной близости к популярным отечественным курортам. Именно поэтому позицию, которую в данном случае занял Росприроднадзор в лучшем случае можно назвать странной и непонятной. Поэтому возникает вопрос — имеют ли отношение к столь подчеркнуто-сдержанному поведению ведомства курирующая правовой блок вице-президент «Транснефти» Лариса Каланда и её муж Владимир Каланда, отвечающий в компании за связи с госорганами?

В этой ситуации сразу вспоминается тот факт, что ранее Каланда был ответственным секретарём комиссии, которая занималась предварительным рассмотрением кандидатур на должности федеральных судей. Так и вышло, что теперь не последние люди обязаны ему своей карьерой . Неужели настолько, что даже главы федеральных агентств испытывают перед ним трепет и не в силах отказать в некоторых просьбах?

Пока же официальные данные об аварии и операции по устранению её последствий практически отсутствуют.

Впрочем, может так и лучше? Ведь если начать детальное разбирательство в причинах ЧП, то можно ненароком обнаружить существующую уже десятилетие теневую схему, при помощи которой управленцы из «Транснефти» могли вывести за рубеж не меньше сотни миллионов долларов. Раскрывать подобную информацию крайне опасно, ведь сразу «всплывет» размер неуплаченных налогов, следовательно, станет понятно, что федеральный бюджет обеднел из-за этого чуть ли не на два млрд рублей. Так произошедшее загрязнение имеет все шансы стать слишком уж глубоким.