Мать танкиста-бурята, тяжелораненого под Дебальцево: «Какая помощь?! Перестаньте!»

Жительница Забайкалья Сэсэгма Батомункуева рассказала, что ее 20-летний сын, получивший сильные ожоги в ходе февральской операции на Донбассе, по-прежнему в тяжелом состоянии. Также, по словам матери танкиста, которого многие в России приняли за «вымышленного персонажа», никакой помощи Минобороны им не оказывает.

На вопрос журналистов газеты«Новая Бурятия» о том, получает ли семья Доржи Батомункуева как участника вооруженного конфликта или, возможно, как пострадавшего во время военной службы какую либо помощь, женщина заявила:
«Какая помощь?! Перестаньте! Нет никакой помощи, ничего такого вообще нет!».

При этом Батомункуева сообщила, что ее сын «никаких интервью не давал и давать не будет».

«Он сейчас находится на лечени
и (вероятно, у себя на родине, в Агинском Бурятском округе Забайкальского края — «НБ»), в
очень тяжелом состоянии. Какое интервью?! Видели же, наверное, в каком он положении», — сказала она, имея ввиду нашумевшее видео в Youtube, где обгоревший наводчик танка беседует с Иосифом Кобзоном в больнице в Донецке.


Вот она, слава!

20-летний танкист Доржи Батомункуев стал героем множества публикаций в российской и зарубежной прессе в марте этого года. Молодой человек проходил службу в отправленной на границу с Украиной «на учения» 5-й отдельной танковой бригаде из столицы Бурятии (в/ч 46108, станция Дивизионная, Улан-Удэ), которая с помощью соцсетей прославилась на всю страну.

Благодаря информации об этой бригаде, в частности, многочисленным фото, оставленным на страницах «ВКонтакте» самими военнослужащими, в феврале-марте 2015 года весьма популярными у пользователей «мемами» на тему войны в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины» (по другой версии, в ДНР, ЛНР) стали слова и словосочетания на бурятскую тему. Это «буряты — герои Новороссии», «бурятские батальоны», «бурятские батыры», «за терриконом стоят буряты», «бурятские сказки хао-бао, знаете», «боевые буряты» и другие.

Очередной пик «бурятской темы» в публикациях и комментариях вокруг участия военнослужащих российской армии в боях на стороне ополчения ДНР и ЛНР начался после «Дня защитника Отечества». Доржи Батомункуев попал в камеры телевизионщиков 23 февраля 2015 года во время встречи с депутатом Государственной Думы Иосифом Кобзоном, посетившим в тот день ожоговый центр при Донецкой областной центральной клинической больнице.


«Бурят! Как я рад!»

В ожоговом центре Народному артисту Кобзону, представляющему в российском парламенте Агинский Бурятский округ Забайкальского края, показали двух танкистов, обгоревших в бою под местечком Логвиново. Этот населенный пункт являлся горловиной знаменитого Дебальцевского котла, в котором в середине февраля оказались находящиеся там силы АТО Украины.

Камера телекомпании Lifenews зафиксировала в тот день диалог между Доржи Батомункуевым и Иосифом Кобзоном, в котором не уступавший Кобзону в разговорчивости бурятский танкист сообщил депутату-певцу о том, что в детстве встречался с ним во время посещения артистом Могойтуйской школы № 2 в Агинском округе и даже «здоровался с ним руку».

В итоге Доржик пригласил Иосифа Давидовича в Бурятию «на Алтаргану» (праздник, проводящийся раз в два года в регионах компактного проживания бурят в России, Монголии, Китае), а депутат сообщил о том, что он на днях уезжает «к себе, в Бурятию», по-видимому, на встречу с избирателями.

Отметим, что престарелый артист Кобзон почему-то упорно называет Агинский округ «Бурятией», хотя это является названием другого региона. А, собственно, Агинский Бурятский округ вот уже почти 80 лет относится не к Бурятии, а к соседнему с ней субъекту Федерации — Читинской области, затем Забайкальскому краю.


Интервью — фэйк?

Однако по настоящему знаменитым «разговорчивый Доржи» стал после того, как 2 марта 2015 года в «Новой газете» вышло его якобы интервью о том, как танкист оказался под Дебальцево. Автор материала, спецкор газеты Елена Костюченко утверждает, что после отхода из Логвиново спецназа ДНР и поражения украинской артиллерией занявших эти позиции казаков-ополченцев на удержание Логвиново был выдвинут «российский танковый батальон, уже несколько дней к тому моменту находящийся на территории Донецкой области».

В материале Костюченко, оформленном как интервью с Батомункуевым (автор старается сохранять ошибки и стиль предположительно интервьюируемого), якобы со слов танкиста рассказывается о том, что он прибыл «на учения» на границу с Украиной, будучи срочником, и уже там получил статус «контрактника». То есть, в любом случае к тому моменту, как бурятский танкист участвовал в боях под Дебальцево, он, якобы, не являлся ни добровольцем, ни «ополченцем ДНР», а военнослужащим Российской армии. Который в то время, не был «уволен из рядов» и не находился в отпуске.

Эта история с Доржи Батомункуевым, который к тому же якобы сообщил в интервью о том, что вместе с ним в танке горел командир экипажа, его земляк по имени Спартак (журналисты предполагают — сержант-контрактник Спартак Типанов из Улан-Удэ), стала ареной пропагандистских дискуссий: является ли это интервью доказательством участия российских военнослужащих в войне на Донбассе.

В прессе появилась масса опровержений той информации, которая содержится в материале Костюченко. Последнее время главным «трендом» пользователей, выступающих на российской стороне «интернет-баттлов», является утверждение о том, что интервью с Доржи Батомункуевым является «фейком».

В Сети появилось множество «военных экспертов», нашедших ошибки в материале «Новой газеты» (или в расшифровке интервью с Батомункуевым?) и утверждавших, что журналистка с танкистом не встречалась. А сконструировала это «фэйковое» интервью, используя мнения каких-то антироссийских экспертов и сведения о танкисте с личной страницы в «ВКонтакте», кстати, недавно удаленной.


Азию не объезжал!

В настоящее время доступ журналистов к находящемуся, по информации источников «Новой Бурятии», в Могойтуйской центральной районной больнице Доржи Батомункуеву затруднен. Его мать отрицает информацию о его предыдущих контактах с представителями прессы. Она говорит, что интервью Елене Костюченко ее сын не давал. В самом интервью Сэсэгма Батомункуевна находит информацию, которая, по ее мнению, явно не соответствует действительности.

— Там написано о его поездках, как будто бы он всю Азию объездил (в 20 лет — «НБ»), — говорит мать танкиста. — У нас девять детей, он старший сын… Как он может куда-то ездить?! То есть даже в таких мелочах… Вообще, все выдумано!

Тем не менее пока ни Министерство обороны России, ни представители воинской части № 46108, ни родственники Доржи Батомункуева не обращались в суд по поводу якобы недостоверной информации, содержащейся в публикации Елены Костюченко. По видимому, не желая оказаться в невыигрышном положении и предполагая, что у предусмотрительной журналистки может сохраниться аудио или видеозапись самого интервью.

Сама Костюченко пока также хранит молчание, вероятно, не желая раньше времени знакомить своих оппонентов и недоброжелателей с тем, что ей, возможно, придется представлять в суд в качестве доказательств своей правоты.


Где Мариуполь, а где буряты

Тем временем горячая «бурятская тема» буквально на днях вновь громко прозвучала в прессе соседней страны. 29 марта депутат Верховной Рады Украины, командир добровольческого батальона «Донбасс» Семен Семенченко на своей странице в Facebook сообщил об очередной угрозе Мариуполю, а также о нарушении режима перемирия.

«Утренняя новость. «ДНР» угрожали ОБСЕ расстрелом возле Широкино. До этого фиксировались масштабные перестрелки между украинскими бойцами и «бурятскими батырам
и», —

написал «легендарный» комбат Семенченко.

Нужно сказать, что до прибытия «бурятских батальонов» в Ростовскую область, широкая информация о военных-бурятах в прессе России возникала последний раз только в связи с участием «бурятского» танка в последнем чемпионате мира по танковому биатлону. Тогда члены танкового экипажа из Восточного округа МО РФ (командир Булат Цыренов) в составе сборной России стали чемпионами мира. Сегодня же буряты- военные в мировой прессе упоминаются чаще в негативном плане, в связи с так называемой «агрессией России в Украине».