Операционная себестоимость нефти может упасть до 4 долларов за баррель

Правительство РФ активно разрабатывает запасной вариант использования бюджета на случай дальнейшего снижения нефтяных котировок. Бюджетные расходы может ожидать значительное сокращение.

Премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание об исполнении госбюджета на 2016 год. При составлении статей расходов предусматривалась стабилизация нефтяных котировок в районе 50 долларов за баррель. По прогнозу Банка России, при этой цене падение экономики составит 0,5-1%, при этом Минэкономразвития ожидало рост на 0,7%. По словам Медведева, в тот момент подобные цены многими экспертами назывались как наиболее вероятные, однако в настоящее время нефть уже протестировала отметки ниже 30 долларов за баррель. Подобное движение нефтяных котировок глава кабинета министров РФ назвал драматичным, а также допустил сохранение отрицательной динамики.

Тому может способствовать снятие санкций с Ирана и выход иранских производителей нефти на мировой рынок. Многие специалисты ожидают отскоки, которые свидетельствовали бы о стабилизации ситуации. Однако Медведев предупредил о необходимости предусмотреть любые варианты. Он поставил задачу определить максимально узкий диапазон нефтяных цен, наиболее реалистичных в нынешней ситуации.

Это необходимо для проведения корректировки расходной части бюджета 2016 года. Наиболее серьезное урезание коснется, прежде всего, неэффективных затрат. Дмитрий Медведев отметил, что секвестр не может затронуть социальные и защищенные статьи бюджета РФ.

В настоящий момент цены на нефть уже снизились ниже 29 долларов за баррель, только с начала года падение составило более 20%.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал старший научный сотрудник Института «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Пухов.


— Если в ближайшей перспективе цены на черное золото упадут ниже плинтуса (а многие это предсказывают), какова вероятность повторения событий 1998 года?

— Думаю, что в 1998 году были совершенно другие мотивы, связанные с бюджетом. Проблемы, повлекшие дефолт, назревали уже давно, в течение нескольких лет, они были, в основном, долговые. Сейчас такого уже нет. Более того, раз мы говорим о внешних шоках, то сейчас, напротив, есть механизм сглаживания этих внешних шоков, которого не было в тот период – это валютный курс. Поэтому, честно говоря, я не верю в повторение 98 года.

Цены на нефть, на самом деле, непредсказуемы, поэтому говорить о том, что они будет падать и ударяться в какие-то апокалиптические прогнозы мне бы не хотелось. Ведь с еще большей долей вероятности цены могут вырасти. И собственно фактором их роста будет играть дефицит инвестиций на нефтяном рынке, который фактически длится уже больше года, а то и два. И если так продлится еще один-два года, то потом добыча нефти будет падать по нарастающей, и остановить этот процесс будет еще сложнее. А восстановится он только тогда, когда цены на нефть вырастут значительно и когда инвестиции пойдут в этот сегмент. Но строить такие авральные прогнозы мне бы не хотелось, я в них не верю, ни в отношении нефти, ни в отношении нашей экономики. У нас есть все возможности этого избежать. Более того, мы видим экономические итоги прошлого года, противоречащие заявлениям нефтяников о том, что крайне низкая отметка может быть в 80 долларов, а дальше будет плохо. Такая же ситуация была при 60 долларах за нефть. Вы помните, различные главы добывающих компаний выступали по этому поводу.


— Какова критическая отметка цены за бочку нефти, после которой государство не сможет регулярно выплачивать даже пенсии и зарплаты бюджетникам?

— Сейчас уже звучит такое мнение – допустима и цена в 9-12 долларов, только разве что не будет происходить инвестиций, но это не страшно. Уже и упоминаются 4 доллара за баррель в качестве операционной себестоимости. То есть рынок падает, а все равно все приспосабливаются к нему. Фактически же цены на нефть уже упали в три раза, у нас сейчас Urals стоит почти 26 долларов с копейками. И при таком значительном падении не наблюдается ни очередей в обменниках, ни толп безработных, бездомных и нищих.

Да, проблемы есть, но они вполне в рамках разумного и вполне решаемы. Бюджет будет адаптироваться, но социальные выплаты всегда будут идти в приоритете, они никуда не денутся. Кроме этого есть резерв, который пока не трогается. Он сформирован по июльским указам президента, в основном, по оборонке. Значит, в случае кризиса будет идти сокращение оборонного комплекса. То есть, найти ресурсы можно.

Конечно, есть еще опасения, что занять средства уже не удастся, но можно провести и приватизацию при таких ценах, просто нужно понимать, какие при этом преследуются цели. Если занимать или идти на продажу предприятия, чтобы профинансировать оборонный комплекс – это одно, а если нужно направить инвестиции в инфраструктурную сферу – это другое, а если на пенсионные выплаты – то третье. Разные приоритеты, разные условия. Так что я не вижу особых проблем в нынешней ситуации, их все можно решить, и вопрос только в том, что будет происходить – какое-то чисто механическое затыкание дыр, либо это будет попытка решить наши застаревшие, десятилетние проблемы.


— Складывается неприятное ощущение, что правительство в растерянности. Никаких, в общем-то, идей – только требование сокращать расходы в госсекторе. Большинство россиян, думаем, обеими руками «за». Но хотелось бы знать, насколько действенной окажется данная мера?

— Ну, вы знаете, с крошки по миру – и каравай можно испечь. Да, я думаю, что проявятся достаточно серьезные проблемы в плане доходов в бюджет в части нефтянки. Такое многократное падение цен на нефть не ожидалось, и не предвиделось, и адекватной перестройки расходной части бюджета не произошло. Расходы будут урезаться, но опять же, какая при этом будет решаться задача. По сути, ведь речь идет о дефиците бюджета и о том, за счет чего он будет формироваться, исходя из каких расходных статей. Пока что наблюдается перекос бюджета, все принимаемые изменения, на мой взгляд, не адаптированы к текущим уровням цен в отличие от платежного баланса. Платежный баланс фактически регулируется за счет плавающего курса и изменений импорта. А бюджет, такое ощущение, живет по-старинке, есть какая-то инерция в пропорциональности изменения расходных статей.

Я не думаю, что сейчас благоприятное время для проведения каких-то реформ, скорее всего, новшествам будут всячески противодействовать, опасаясь за доходную часть. Наверное, будут пересматриваться и доходы. Но получить налоговую нагрузку в большую сторону не хотелось бы. В общем, здесь достаточно большое поле деятельности. Но, собственно, именно с расходов всегда начинают.