Госкомпания «Транснефть» ограничивает права не только миноритариев, но и государства

Держатели миноритарного пакета акций госкомпании «Транснефть» ООО «Прожектор» хочет доказать в суде, что компания под руководством ее президента Николая Токарева намеренно занижает прибыль, а значит и выплату дивидендов. При этом в убытке оказываются не только мелкие совладельцы, но и государство как главный хозяин явно отстающей по срокам ввода трубопроводов «Транснефти».
Газета «Наша Версия» пишет , что ООО «Прожектор» добивается признаний в московском арбитраже своих акций голосующими. Это необходимо для непосредственного участия в принятии тех или иных сделок и решений. В качестве соответчика миноритарии призвали Российскую Федерацию как главного владельца «Транснефти» с пакетом в 78,1% акций. Однако РФ можно вместе с «Прожектором» признать пострадавшими от действий топ-менеджемента компании, которая занижая прибыль, не хочет расставаться с дивидендами.

«Транснефть» занижает дивиденды с помощью перекидывания прибыли на свои «дочки». По словам Николая Токарева, с этого года компания увеличит свой доход, т.к. бухучет будет осуществляться по международным образцам. Поэтому опасений по поводу недоначисления прибыли и дивидендов быть не должно.

Как ранее подсчитали эксперты, «Транснефть» старается «сэкономить» на всех акционерах. Если миноритариям топ-менеджмент выплачивает только 2% от прибыли (по закону должны 10%), то государство получает всего 3%, хотя должно 20-25%. Попытки спрятать прибыли в «дочках» Токарев обосновывает тем, что деньги необходимо пересылатьв регионы для выплат крупных налогов. Однако даже если вся прибыль будет консолидирована в головной компании, бюджеты регионов никак не пострадают и получат свои деньги. Николай Токарев, видимо, совсем не озабочен правами миноритарных акционеров. По его мнению, таковых не существует, есть только привилегированные акционеры. Хотя и это условное понятие и никакие они не совладельцы, резюмировал президент госкомпании.

«Транснефть» не только ограничивала права миноритариев и даже государства. Она занималась финансовыми спекуляциями. Например, страховала риски от падения курса доллара в 2014 году. Тем самым госкомпания увеличила долги на 76 млрд рублей.

Взятый в 2010 году кредит в Китае на 540 млрд рублей часть суммы Токарев направил на т.н. «общекорпоративные нужды». Это, в частности, покупка 50 легких американских вертолетов Robinson. И это при том, что пользование этой техникой было запрещено. Более того, Счетная палата РФ в 2015 году назвала «Транснефть» отстающей по строительству трубопроводов. Сроки ввода в эксплуатацию ниже запланированных на 23%.

В данном случае речь идет не только о низкой производительности труда, но и плохой заботе о своих рядовых сотрудниках. Только через суд бывший сотрудник «Транснефть-Урал» Линарт Салимов смог добиться выплаты страховой компенсации за инвалидность. Договор страхования с «дочкой» был составлен так, что доказать наличие инвалидности можно было только в течение первого года. Но, как известно, это слишком маленький срок для сбора документов, лечения и реабилитации.

Удивительно, но «Транснефть» тратит больше средств на «благотворительность», нежели на дивиденды. Сравните: в 2007-2014 гг. по первой статье 33 млрд рублей, по второй – 22 млрд. Однако никто только не знает, на какие благотворительные нужды исчезают государственные. деньги. Известно, правда, что в фонд «Константиновский» было якобы перечислено в одном из году 749 млн рублей, а членом попечительского совета фонда числился Николай Токарев.