Да здравствует Ликсутов? Московские чиновники выиграли битву за городские парковки

Накануне в «Сокольниках» прошел митинг против политики столичного дептранса, участники которого требовали отставки заммэра Максима Ликсутова. Лозунги были яркие: «Останови Ликсутова!» и «Ликсутов, прочь!». Приняли участие в акции, по подсчетам самих организаторов, не более 3 тысяч человек. Какие из этого следуют оргвыводы? Теперь Максим Ликсутов может смело устанавливать любые тарифы на автопарковки.

Провал митинга в Москве против увеличения платы за парковки и прочих закручиваний гаек показал, что давнее утверждение «Каждый народ заслуживает своих правителей» верно не только на национальном, но и на региональном уровне, пишет «Ридус» (https://www.ridus.ru/news/289982).

Если городское правительство теперь с воодушевлением начнет вводить плату за парковку во дворах, за въезд внутрь Садового кольца (ТТК, МКАД, ЦКАД?) и по-иному прессовать москвичей, у него будет сильнейший моральный аргумент: из 15-миллионного населения мегаполиса против высказались только несколько тысяч.

Одно дело — нажать на кнопочку под электронной петицией (многие такие кнопочки жмут, особо не вникая в содержание петиций, по принципу «Я за все хорошее»). Но когда надо оторвать попу от дивана, число «активных горожан» уменьшается по экспоненте, продолжает издание.

Ни успех митинга, ни его провал в равной степени никак не повлияли бы на планы столичных властей, потому что мнение горожан интересует их в самую последнюю очередь, убежден гендиректор Института социального проектирования Игорь Веригин.

То, как объясняют свои действия в столичном правительстве, противоречит само себе. Чиновники объясняют, что выдавливают автомобилистов из города „в интересах москвичей“. Но разве автомобилисты — не те же москвичи? — сказал он.

«Антиавтомобильная» политика мэрии на самом деле проводится в интересах самого правительства и аффилированных с ним коммерческих структур — в первую очередь строительного комплекса. Поскольку строить парковки, что плоскостные, что многоэтажные, — это означает отнимать пространство у застройщиков, которые могли бы воткнуть на этих местах очередную «свечку».

Главный враг москвичей — не автомобилисты. Их главный враг — девелоперы. И так получилось, что девелоперы — это любимое „дитя“ московского правительства, потому что от платных парковок и с автовладельцев в целом особой прибыли город не получает. А застройщики платят в бюджет огромные деньги,— говорит Веригин.

Раздувая Москву, как раковую опухоль, власти города решают одну-единственную задачу — обеспечить застройщикам все новые ареалы обитания. Все прочие объяснения — от лукавого, и из умеющих думать россиян в них никто не верит.

Потому что чем больше площадь города, тем больше автомобилей он засасывает, это чистая математика. Невозможно одной рукой бороться с пробками, другой расширяя «воронку», в которую засасывается трафик.

На сегодня в городе практически не ведется строительство многоэтажных паркингов, нет никаких программ по развитию этой инфраструктуры. Это показывает, что решать транспортную проблему городская администрация не собирается. Образ мышления мэрии таков: вместо того чтобы помочь автомобилистам, надо затянуть на их шее удавку, и тогда проблема решится сама собой,— отмечает эксперт.

С другой стороны, провал попыток активистов «поднять народ» на борьбу с такой политикой показывает, что проблемы автомобилистов — это в Москве проблема меньшинства населения, а «безлошадная» часть горожан в лучшем случае к мучениям автовладельцев безразлична.

В Москве уже никак не меньше половины населения составляют трудовые мигранты, и для них проблемы парковок или платных дорог столь же далеки, как есть ли жизнь на Марсе. По мере снижения доли коренного населения в Москве и проблемы этой части населения будут занимать в числе приоритетов мэрии все меньше места,— полагает Веригин.

Своей пассивностью автомобилисты Москвы дали основания Максиму Ликсутову иметь их теперь в хвост и в гриву, соглашается организатор акции в Сокольниках Петр Шкуматов.

Мы видим, что в России гражданское общество пребывает в зачаточном состоянии, и я думаю, что понадобится тысяча лет, чтобы активные граждане стали бы большинством, — сказал он.

Шкуматов совершенно прямо заявляет, что в попытках организовать москвичей на массовые акции у него нет никакого личного интереса.

Все свои автомобильные проблемы я в состоянии решить самостоятельно. И я уверен, что те три тысячи человек, кто пришел все-таки в Сокольники, тоже могут все свои вопросы решать в индивидуальном порядке. Но митинги — это на сегодня единственный инструмент как-то влиять на политику властей. Ведь столичная мэрия игнорирует даже решения муниципальных депутатов, — говорит активист «Синих ведерок».


Иллюстрация: Оксана Викторова/Коллаж/Ridus