Бесполезно? Рогозин хочет воскресить труп российского авиапрома

Российские верхи неожиданно честно признались, что в РФ убит авиапром. Колониальная зависимость от зарубежных самолетов такая же, как в целом по экономике и финансам. Накануне вице-премьер Дмитрий Рогозин на авиационной коллегии заявил о недостаточности выделяемых средств и тотальном засилье иностранных бортов, в связи с чем дал задание лет через 10 полностью от них отказаться.

Это звучит также, как если бы сырьевая Россия перестала гнать вовне нефть с газом.

Рогозин не стал стесняться и привел сравнительные данные о госсубсидиях на НИОКР в гражданском авиастроении РФ и США. В первом случае в 2016 году на эти цели было выделено 32 млрд рублей. Не факт,что они вообще дошли до целевого назначения и не были по пути разворованы. В Америке с этим гораздо строже и можно быть уверенным, что все 20 млрд долларов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы местные авиакомпании получили и освоили.

По статистике, ежегодно в России выпускается 30 гражданских бортов – позорное отставание в 20-тикратном размере всего лишь от двух компаний Airbus и Boeing. Но даже эти 30 самолетов российским авиакомпаниям не нужны. Как в дальнемагистральных, так и в региональных перевозках они предпочитают не Ил-96, Ту-214 или Ту-204, а иностранную технику. Более того, она ввозится без таможенных пошлин и налогов, и только платежи за лизинг и техобслуживание принесли тем же Airbus и Boeing сотни миллиардов. В любой момент иностранцы могут отозвать свои машины и снять с техобслуживания, что вызовет коллапс отечественных авиаперевозок.

Так вот, повторюсь, Рогозин призвал освободиться от такой позорной зависимости и полностью перейти на российские модели. Тем более, что на модернизацию Ил-114 и Ил-96 планируется выделить из бюджета еще 38 млрд рублей.

Но, кстати, а кто сказал, что эти самолеты действительно собираются возрождать? Не в первой же распилить и забыть. Как это случилось с SukhoiSuperjet 100, на 80% состоящего из импортных комплектующих. За четыре года было выпущено всего 66 самолетов в единственном исполнении на 86 пассажиров. Для сравнения, Embraer с самолетом того же класса создал четыре модели и за то же время поставил на рынки более 1000 машин.

И вообще, громко заявлять о модернизации 40-летнего советского широкофюзеляжного Ил-96 как-то стыдно для встающей, но так и не поднявшейся с коленно-локтевой позы державы. Даже если это чудо и произойдет, он просто не будет востребован на внутреннем рынке. Хотя бы потому, что четыре мотора сжирают много топлива, из-за чего стоимость билетов станет недоступной для подавляющего числа пассажиров.

Можно,конечно, запретить покупку иностранной авиатехники и даже пресечь ее аренду. В этом случае львиная доля частных российских авиакомпаний трансформируются в «нероссийские», прописавшись в оффшорах. Так что Рогозину останется объявить наше небо бесполетной зоной, и все проблемы будут как бы решены.

О каком авиапроме идет речь, если КБ развалены и занимаются непрофильной деятельностью. В СССР каждое бюро получало техническое задание, создавало образцы, проводило испытания. В итоге заказчики выбирали лучшие варианты для серийного выпуска.

Развал в самолетостроении идет бок о бок с ухудшающимся качеством пилотирования. И наконец, кто сказал, что с боевой авиацией у нас все замечательно? Для справки: после развала СССР на вооружение не принято ни одного нового истребителя. Все сохранившиеся (МиГ-31, Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, Су-27и будущий МиГ-35) всего лишь модернизированные и усовершенствованный советские образцы.