Невероятные приключения одного космонавта: на экранах – фильм о герое 60-х в современной Москве

В последнее время мы видели много фильмов о космосе и космонавтах в разных жанрах, кроме, наверное, триллера. Режиссер Ренат Давлетьяров дает нам такую возможность своим новым фильмом «Человек ниоткуда».

Завязка сюжета такова: предшественник Юрия Гагарина, секретный космонавт Ким Кириллов (актер Александр Метелкин), якобы запущенный на орбиту 15 октября 1960 года, терпит крушение и чудесным образом приходит в себя в Москве, в 2023 году, в больнице, напоминающей больницы шестидесятых годов. Не понимая, где он и что происходит, принимая поначалу Москву за Чикаго, он бежит из больницы и находит приют у случайно встреченной на улице сотрудницы аптеки (Ирина Медведева), которая сперва бьет его электрошокером. Вместе с аптекаршей он разыскивает в московской высотке свою любимую девушку (ее играет Варвара Комарова), пытается объяснить, кто он, и заново  с ней познакомиться. И тут Ким замечает, что за ними следят люди в черных костюмах. 

Как свести все это воедино и что происходит на экране, зритель узнает в конце. Недаром слоган фильма гласит: «Все, что вы видели, было не тем, чем казалось». 

Ренат Давлетьяров, режиссер 10 полнометражных фильмов, известен широкому зрителю римейком фильма «А зори здесь тихие…» (2015) и картиной «Летчик» (2021) с Петром Федоровым в главной роли, по сюжету напоминающей «Повесть о настоящем человеке». Также он снял один из первых фильмов о событиях на Украине –  «Донбасс. Окраина» (2018). Но и в жанре триллера режиссер не новичок. Кому-то, наверняка, запомнились его «Стальная бабочка» (2012) и «Чистое искусство» (2016). Новую картину отличает смесь жанров – тут и фантастика, и ретро-мелодрама, и детектив одновременно. Все же, столь интригующая картина не лишена изъянов и натяжек.

 

Сам перенос героя из прошлого в будущее (или наоборот) – уже довольно избитый прием. Между прочим, такое же название («Человек ниоткуда») носит комедия Эльдара Рязанова 1961 г. о том, как дикарь попадает в современную Москву. Не всем покажется убедительным способ, которым космонавт из шестидесятых оказывается в 2023 году. При этом, в современной Москве его не удивляет ничего, кроме интернета, мобильной связи и упаковок импортных товаров. О событиях, связанных с Украиной, в фильме не говорится. Действующих персонажей в картине не так уж много, и атмосфера, окружающая героя, кажется немного вакуумной. Непонятно, почему главного героя считают «человеком ниоткуда», ведь он быстро вписывается в новую обстановку. Да и общий посыл фильма не очень понятен: контраст 60-х годов с современностью выглядит тут не столь важным, любовь к девушке из высотки тоже кажется лишь побочной линией. Несмотря на напряженное (временами) действие – погони и т.п., содержание картины представляет собой комбинацию сюжетов, хорошо знакомых по другим фильмам: полет в космос, попадание из прошлого в наши дни и т.д. – не будем все перечислять, чтобы не раскрывать интригу. Все эти составные элементы, знакомые зрителю по отдельности, авторам сценария удалось увязать в одно целое. 

Одним словом, оригинального в картине не так уж много – разве что объяснение происходящего с главным героем, которое держится в тайне до последних кадров. Но, несмотря на это, картина, составленная, что называется, из знакомых кубиков в новом порядке, в целом, не дает зрителю заскучать, а это, наверное, самое главное условие для успеха в прокате.