ММКФ: мнения жюри и зрителей разошлись


В Москве завершился 43-й Международный кинофестиваль

Интерес зрителей к Московскому кинофестивалю в этом году возрос. Причиной, по словам Никиты Михалкова, явился его перенос на апрель, когда нет других фестивалей, ну и, кроме того – «люди после зимы устали сидеть дома». В результате, число аккредитованных гостей и прессы оказалось на треть больше чем в прошлый раз, а зарубежных гостей аж в три раза больше – 81 вместо 25. Тем не менее, выйдя на закрытии фестиваля на сцену, Михалков пошутил, что «все проходит чинно, тихо, политкорректно, как просил Роспотребнадзор».

Если говорить о фильмах, то немного удивило решение жюри присудить главный приз румынскому фильму «#Засранка» – несколько затянутой истории с надуманным конфликтом, хотя поводом послужил реальный случай в Южной Корее. Видео о том, как хозяйка не убрала за собакой в вагоне метро, вряд ли вызовет скандал в современном обществе – может быть, только в корейском. Создается впечатление, что фильм был награжден, что называется «ради прикола», чтобы на следующий день новости пестрели заголовками типа: «На ММКФ победила «Засранка».

Вторая по значимости награда – за режиссуру – была вручена российскому режиссеру-экспериментатору Алексею Федорченко за фильм «Последняя «Милая Болгария». Конечно, приятно, что единственный российский фильм конкурса получил эту награду. Фильм настолько отличался от своих конкурентов, что нетрудно было догадаться, что он будет отмечен. Но техническая изобретательность не всегда вызывает эмоциональный отклик, и, на мой взгляд, это тот самый случай, когда трюкачество оказалось излишним. Фильм получился головным, рассчитанным на высоколобых ценителей, с персонажами, не вызывающими сочувствия, в отличие от книги Зощенко, по мотивам которой он сделан.

А кого же выбрали зрители? Приз зрительских симпатий получил греческий фильм «Человек божий» сербского режиссера Елены Попович – биография св. Нектария Эгинского (1846 –1920) – фильм, сделанный просто, без прикрас, может быть, где-то чересчур прямолинейно. Тем не менее, он поднимает важные вопросы о месте человека в обществе, амбициях и смирении, отношениях с вышестоящим начальством и следовании своему призванию. Все это мы видим в биографии о. Нектария, который многие годы был жертвой клеветы и несправедливых гонений. Я думаю, любому из нас нетрудно будет провести параллели с собственной жизнью – может быть, поэтому фильм нашел отклик у зрителей. Режиссер картины Елена Попович сама подчеркнула, что картина рассчитана на самую широкую аудиторию. Подтверждением тому стал полученный приз.

В общем, мнения жюри и зрителей, как это нередко бывает, разошлись.

Среди других фильмов конкурса, хочется отметить камерную мелодраму «Сын» иранки Нушин Мераджи – живую и трогательную картину о встрече двух братьев после смерти матери. Из внеконкурсных фильмов выделялись такие серьезные ленты как «Естественный свет» Денеша Надя (Венгрия) – военная драма, рассказывающая о венгерских солдатах, воевавших против России на стороне Германии, «18 килогерц» Фархата Шарипова – о подростках-наркоманах в Алма-Ате 90-х годов, «Яблоки» Христоса Нику (Греция) – фильм-фантазия об эпидемии, в которой люди теряют память.

В программе «Свободная мысль» можно было увидеть любопытный фильм американца Билла Моррисона «Деревенский детектив»: исландские рыбаки выловили из моря катушки со старым советским фильмом с Михаилом Жаровым в роли участкового Анискина. Для режиссера это послужило отправной точкой, чтобы рассказать зрителям о Жарове. Еще одна забавная документалка – «Собутыльник онлайн», режиссера Владимира Непевного – его героиня в разгар карантина предлагала желающим за плату пообщаться по скайпу за бокалом вина.

В российских программах фестиваля тоже было немало хорошего, серьезного и по-настоящему зрительского кино. В процентном отношении, наверное, его там было больше, чем в международной части фестиваля. Одновременно динамичный и трогательный фильм Александра Молочникова «Скажи ей» открывал российскую программу. Фильм рассказывает о том, в какое трудное положение может попасть ребенок после развода родителей. В мае фильм выйдет в прокат. Вторая картина на схожую тему – «Маленький воин», реж. Илья Ермолов. Его герой – подросток, который занимается борьбой сумо, чтобы поехать в Японию на соревнования и разыскать там бросившего семью отца.

Таковы некоторые наиболее примечательные фильмы 43-го Московского кинофестиваля. Некоторые из них уже скоро можно будет увидеть в прокате. Будем надеяться, что к апрелю следующего года фестиваль войдет в свой обычный рабочий ритм.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ:


Тестовое открытие станции «Зенит» стало провальным. Какпишет «Петербургская газета», в воскресенье, 2 мая, состоялся тестовый запуск станции петербургского метрополитена «Зенит» (бывшая «Новокрестовская»). В вестибюле пассажиров встретили вновь неработающие траволаторы, что ознаменовало провал ремонтных работ, сообщил порталMegapolisonline .