МОСКОВСКИЙ МОНИТОР
Пятница, 24 Мая 2019 18:33
Культура
Крупным планом

Сергей Плотников: «Церковная цензура заменяет личности иконами»

0
18 апреля 2017 г. 14:7
Андрей Апалин
Сергей Плотников: «Церковная цензура заменяет личности иконами»

Еще не вышедший на киноэкраны фильм Алексея Учителя «Матильда» вызвал у главы думской Комиссии по контролю за доходами и расходами депутатов Натальи Поклонской исключительно бурную реакцию. 

Не дожидаясь кинопремьеры, на основании только прочтенного сценария и рекламных трейлеров, Поклонская обратилась в Генпрокуратуру РФ с требованием проверить картину на предмет оскорбляющих чувства верующих сцен.

И ведь как в воду глядела – есть такие сцены в фильме, что подтверждается официальным ответом по результатам комплексной экспертизы. Точнее, целый образ главного героя – последнего российского императора Николая II. Ныне канонизированного святого, а в когда-то – наследника престола Ники, крутившего страстный роман с балериной Матильдой Кшесинской, что, собственно, и стало сюжетом фильма.

Именно этот «ложный образ Николая II как неадекватного и нравственно растленного человека» и вызвал сомнения Поклонской. Она постаралась максимально доходчиво донести эти сомнения до коллег: «манипулятивные приемы подмены фактов мнением», «наклеивание ярлыков», «совмещение религиозного с вульгарно-сексуальным» и, как итог, «недопустимость публичной демонстрации фильма в связи с высокой степенью провокативности и уничижения».

Если Поклонская не добьется запрета, то картина выйдет на широкий экран в октябре этого года. Предполагается даже выпуск фильма в зарубежный прокат, правда, где, пока не известно. Кстати, на роли в своем фильме Учитель пригласил таких звезд отечественного кино, как Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский. Главные роли сыграли Ларс Айдингер и Михалина Ольшанска.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал журналист и обозреватель, генеральный директор медиа-холдинга «НЬЮС ПУЛ» Сергей Плотников.

- Фигура Николая Второго очень неоднозначна, а Поклонская своим неуемным рвением пресекает все попытки исторической дискуссии относительно последнего императора Российской Империи. Насколько продуктивен такой подход?

- На мой взгляд, вместо контроля над расходами и доходами депутатов Наталья Поклонская чересчур увлеклась цензурой, причем даже не светской, а церковной.

На мой взгляд, нужно провести и четко соблюдать границу между Николаем Вторым как российским самодержцем, человеком, и мучеником, канонизированным РПЦ. Это совершенно разные аспекты личности, и деятельности последнего царя.

Что касается «мирского» аспекта, людям интересен Николай Второй не просто как политический деятель, император, правление которого ознаменовалось чередой грозных событий, но и как частное лицо, со своей весьма насыщенной личной жизнью. А Наталье Поклонской, наверное, хочется увидеть вместо мелодраматической истории любви и долга агиографический «глянец» - житие святого. А о святом, понятно – или хорошо, или ничего. Как будто бы и не было того исторического периода: революций, войн, технологического подъема в России в начале ХХ века, юридической и аграрной реформ – чему свидетелем, инициатором, а порой виновником был Николай Второй.

Ведь это было интереснейшее время, когда уходила в прошлое целая эпоха, когда рождалось новое общество, новая Россия – какая именно, мы до сих пор пытаемся понять. И не менее интересны отдельные судьбы людей той эпохи – как великих политических и общественных деятелей, так и рядовых участников событий. Тогда, как и сейчас, жили не только герои и праведники, имели место и крепкие семьи, и бурные романы, и супружеские измены. Царь в этом смысле совсем не был исключением.

Вспомним, что в православной традиции немало есть канонизированных святых, чей жизненный путь был далек от идеала. Возьмем, к примеру, Николая Мирликийского, больше известного как Николай Чудотворец - он, кстати, канонизирован как святой только в православии, католическая церковь его деканонизировала. Так вот, при жизни он был сборщиком податей, который, при отсутствии у налогоплательщика наличных, не брезговал взять «натурой» - ребенком, которого в дальнейшем продавали в рабство. Следы этой ипостаси Св. Николая еще в 19 веке сохранялись в образе рождественского Санта Клауса, который не только дарил подарки хорошим детишкам, но и утаскивал с собой в кандалах детишек плохих.

А если переместиться в более близкое историческое прошлое, каких мы увидим там святых? Княгиню Ольгу, князя Владимира, Александра Невского – те еще были «смиренники», воители, с огнем и мечом проходившие по Руси, и сопредельным землям. Тот же князь Александр, например, не только победил псов-рыцарей, но и сумел услужить золотоордынцам. Но это не помешало канонизации этих героев русского раннего Средневековья, а канонизация не помешала нам изучать историю.

Теперь: чем так уж отличается от них Николай Второй? Да, смерть он принял мученическую, за что и удостоен венца мученика. Но до этого он жил, принимал решения житейского и государственного масштаба, в тяжелую для России эпоху. Почему все это время не может быть предметом изучения средствами искусства? В частности – кинематографа?

- Если следовать логике Поклонской, то историки теперь должны будут либо писать «житие» Николая, либо вообще не обращаться к этому периоду истории России, чтобы не попасть под «статью»? То же самое касается культуры.

- Выступление Поклонской – чистейший политический перфоманс. Канонизация – это не способ вывести политического или иного деятеля из-под удара критики. Если, к примеру, завтра РПЦ канонизирует Бориса Ельцина, это что, отменит то, как он дирижировал оркестром и заставлял «друга Билла» корчиться от смеха? Разве отменит то, как он под прицелом камер мочился на шасси самолета? Отнюдь, как говорится.

Мне почему-то кажется – кроме чувств Натальи Поклонской, этот фильм ничьих больше чувств не оскорбляет. Не исключаю, что единственное, чего она хочет добиться – это вложить власти в руку новый инструмент цензуры – церковный. И церковная цензура будет «гвоздить» не в пример сильнее, чем светская. Та просто вымарывает из произведений искусства отдельные неугодные ей места, а церковная – вымарывает не только произведения искусства целиком, но и целые исторические личности, заменяя их иконами.

РАНЕЕ В РУБРИКЕ: "Новая корейская война вряд ли входит в планы Дональда Трампа"

Подробно
Кино, которое возбуждает желание жить
Крупным планом

Подвел свои итоги 41 Московский международный кинофестиваль.

В этом году в программе ММКФ было показано 213 фильмов из 64 стран мира.  В основном конкурсе участвовало 13 картин, из них 3 российские и одна казахская на русском языке, которая, собственно, и получила главный приз – «Золотого Георгия».

Далее
«Война Анны» стала лучшим фильмом года
Крупным планом

В Москве состоялась ежегодная церемония награждения киноакадемии «Ника». Главного приза в номинации «Лучший фильм» удостоилась картина Алексея Федорченко «Война Анны». Таким образом, фильм Федорченко собрал в этом году три главные кинонаграды – приз критики «Белый слон», приз Киноакадемии «Золотой орел» и «Нику». «Куда бы еще пойти с этим тортиком?» – пошутил Федорченко, получая награду на сцене. Это первая «Ника» в его фильмографии. 8-летняя Марта Козлова, сыгравшая Анну, так же удостоилась «Ники» за лучшую женскую роль.

Далее
Сериалы, которые всех впечатлили
Крупным планом

27 марта в Москве были награждены лучшие телесериалы 2018 года и их создатели. Награды вручала Ассоциация продюсеров кино и телевидения, которая и выступила организатором премии.

Далее
Сергей Дворцевой: «Мне интересно снимать фильмы про людей, которые к чему-то стремятся»
Крупным планом

На российские экраны вышел фильм «Айка», участник основного конкурса Каннского кинофестиваля 2018 года. Он рассказывает историю киргизской девушки, приехавшей на заработки в Москву. Исполнительница главной роли Самал Еслямова получила в прошлом году в Каннах «Пальмовую ветвь» в категории «Лучшая актриса».

Далее

Онлайн новости