Это спровоцировало дополнительную нагрузку на российскую экономику – в размере 200-250 миллиардов рублей, подсчитали в ФАС. Кроме того, полагают в антимонопольном ведомстве, дефицит вагонов (из-за которого губернатор Полтавченко пугал вице-премьера Дворковича зерновым кризисом в Петербурге) был «рукотворный». Самое пикантное: материалы своего расследования ФАС посчитала необходимым направить напрямую Путину.
«ФАС России признала ОАО «ФГК» и ОАО «РЖД (Центр фирменного транспортного обслуживания)» нарушившими законодательство о защите конкуренции. Это нарушение заключается в установлении и поддержании монопольно высокой цены на предоставление полувагонов в 2016 году», — приводит ТАСС слова замглавы ведомства Александра Редько.
По словам представителя Федеральной антимонопольной службы, летом 2016 года ставки оперирования выросли с 400-500 рублей в сутки до 1400 рублей и выше.
«Это примерно эквивалентно 200-250 млрд рублей дополнительной нагрузки на экономику. В совокупности с тарифной индексацией РЖД, которая была проведена в два раза выше инфляции уже за два года, транспортные затраты для строительных, лесных грузов, руды, угля с начала 2016 года выросли почти в 1,5 раза», — указал Редько.
Он подчеркнул, что это противоречит задаче РЖД по увеличению грузопотока и задаче правительства по ускорению экономического роста в России. ФАС подозревает, что такое повышение цен стало возможным в результате манипуляций вагонным парком «УВЗ-Логистик», переданным в аренду ФГК в 2016 году. Антимонопольщики тогда выдали предписание ФГК о необходимости предоставлять экономическое обоснование повышения цен на вагоны более чем на 7,5%.
«Это предписание было грубо нарушено ФГК, цены повышались неоднократно. Несмотря на огромный профицит вагонов на сети, действия ФГК создали локальный искусственный дефицит в ряде регионов и отраслей», — пояснил Александр Редько.
Замглавы ФАС отметил, что локальный дефицит вагонов был создан «рукотворно», так как, в принципе, рынок является профицитным. А прибыль, полученная от повышения ставок, была потрачена не на новые вагоны для ФГК, а на увеличение затрат, премиальных выплат менеджменту.
«Часть затратных договоров ФГК требует дополнительного анализа и должна подвергнуться проверке соответствующих органов на предмет законности и обоснованности», — констатировал Редько.
По словам замглавы ФАС, на фоне повышения цен на услуги предоставления вагонов, экономически обоснованные затраты ФГК практически не изменились.
«Рентабельность по чистой прибыли у операторов подвижного состава раньше была 4-8%, все компании, кроме ФГК, выплачивали дивиденды, а ФГК несло убытки. В результате повышения цен чистая прибыль операторов увеличилась в 3-5 раз и выплатились рекордные дивиденды. По итогам 2017 года еще больше увеличится, а рентабельность по чистой прибыли будет 20-30%. Ключевая роль в разгоне цен принадлежит тут ФГК как наиболее крупному маркетмейкеру», — подчеркнул он.
В результате действия ФГК привели к завышению цен и невывозу грузов.
Редько также сообщил, что ФАС уже направила доклад о ситуации со ставками на полувагоны президенту РФ Владимиру Путину. Для решения проблемы ведомство предлагает развивать электронную площадку, которая уже запущена в РЖД.
«Для решения проблем на сайте РЖД запущена электронная торговая площадка по перевозке грузов. Несмотря на недостаточное присутствие операторов, спрос на систему растет. Развитие электронной торговой площадки, на наш взгляд, главный вызов для РЖД на 2018 год», — подчеркнул замглавы ФАС.
Теперь ФАС выдаст предписание компаниям в течение 10 дней. Кроме того, в течение месяца будет возбуждено административное дело для определения размера штрафа. Согласно законодательству, компаниям грозит оборотный штраф в размере 1-15%.
Вместе с тем ОАО РЖД не считает, что действия ФГК содержат в себе инкриминируемые ФАС нарушения законодательства.
«ФГК при осуществлении деятельности использовала сформировавшиеся в сегменте предоставления вагонов рыночные механизмы ценообразования»,— подчеркивают в компании.
При поступлении решения и предписания ФАС России о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства компания предпримет «предусмотренные законом действия», поясняют в ОАО РЖД.
Источники: http://tass.ru/ekonomika/4783030, https://www.kommersant.ru/doc/3487136