Александр Коновалов: «Для нашей страны дорога через Польшу имеет очень большое значение, ведь по ней осуществляются практически все российско-европейские грузоперевозки. Конечно, поляки прекрасно осознают важность своего положения. Так как отменить данный расклад не представляется возможным, нам придется договариваться о разрешении на проезд «по-хорошему», т.е. тут уместен торг. Не силой же прокладывать коридор через соседскую территорию, учитывая в особенности тот факт, что Польша является членом НАТО».
На польско-российской границе в районе Калининграда сложилась весьма напряженная ситуация: по инициативе польской таможни в полночь полностью прекращено движение грузового автотранспорта в обе стороны. Это движение регулировалось до 1 февраля специальным польско-российским соглашением, заключаемым каждый год. Однако срок очередного соглашения истек, а заключить новое для обеих стран оказалось весьма трудноразрешимой задачей. Пресс-секретарь польской таможни Рышард Худы утешил общественность – на границе сейчас нет ни российских, ни польских перевозчиков, все они успели вернуться в родные пределы.
Обе стороны предпринимают меры по разрешению конфликтной ситуации – после обеда в польском министерстве инфраструктуры и строительства Польши намечено заседание специальной Смешанной комиссии по сотрудничеству в сфере международных автомобильных перевозок, на котором с участием экспертов будет обсуждаться вопрос о продлении соглашения на новых условиях. Польская сторона уже выразила надежду на благоприятный исход переговоров, который, в случае, если все пойдет как запланировано, намечены на 2 февраля. Предполагается, что Польшу в этих переговорах будет заместитель министра Ежи Шмит, а Россию — заместитель министра транспорта Николай Асаул.
Возглавляющий Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Андрей Курушин отметил, что собственно в факте установления условий соглашения нет ничего выходящего за рамки – ежегодно все страны договариваются о необходимом количестве разрешений на автомобильные грузоперевозки через границу, а также спецразрешений на грузоперевозки транзитом. Однако в этом году налаженная система сотрудничества на польско-русской границе почему-то дала сбой. По мнению Курушина, Польша в этой ситуации ведет себя «неконструктивно», выражая таким образом свое недовольство ужесточением российского законодательства, регламентирующего международные автоперевозки по территории РФ, в т.ч. и перевозки грузов «из третьих стран». В результате недобросовестные иностранные перевозчики, нелегально ввозившие под прикрытием льготного двустороннего режима перевозок на нашу территорию грузы, потеряли такую возможность.
На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал президент Института стратегических оценок, профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России Александр Коновалов.
— Как к России относятся в высших эшелонах власти Республики Польша, ни для кого не секрет. Хотелось бы понять одно: со стороны Варшавы это просто попытка насолить русским или нечто большее? Например, добиться уступок Москвы по каким-то важным для шляхты вопросам. Если «да» – что может стать предметом торга?
— На мой взгляд, Польша в этой ситуации предъявляет очень много как экономических, так и политических претензий. Впрочем, каждая сторона имеет право на собственную точку зрения, собственное мнение о том, что и сколько может стоить. Для России дорога через Польшу имеет очень большое значение, ведь подавляющее большинство — да что там, практически весь объем западноевропейских грузоперевозок, на которых и базируется российско-европейский товарообмен – проходит к нам именно через территорию этой страны.
Кроме как через Польшу, ввезти в Россию что-либо почти невозможно, и польская сторона прекрасно это понимает. Осознавая важность своего положения, Польша ведет себя в этой ситуации в отношении России весьма уверенно. Да мы и сами вели себя примерно так же, когда в свое время диктовали свои условия Украине в ситуации с газом. И в этой уверенности нет ничего плохого – каждый имеет право воспользоваться выгодой своего положения и извлечь из него максимум возможного.
К сожалению, я не знаю подробностей конфликта – кто там за что и сколько запросил, а кто оказался недоволен раскладом. Но факт остается фактом – ежедневно польско-российскую границу пересекают тысячи автомобилей, и отменить это не представляется возможным, так что в любом случае придется договариваться по-хорошему. Не силой же прокладывать «коридор» через соседскую территорию, учитывая в особенности тот факт, что Польша является членом НАТО, и при этом не самым «безгласным».
В любом случае «торг будет уместен». Одна сторона назначает свою цену, другая выбирает, соглашаться с ней или нет, и в случае несогласия ищет пути все-таки найти точки соприкосновения. В любом случае альтернативой может быть только блокада России от ее европейских партнеров, а все мы понимаем, что это совершенно немыслимая ситуация. К тому же, как мне кажется, наши польские соседи не так уж и озабочены политическими вопросами в ущерб своим экономическим интересам. Они же не отказываются категорически пропускать какие-либо грузы в принципе через свою границу, они всего лишь хотят получать за продажу этого права деньги, причем совершенно, на их взгляд, разумные.
— Существует риск, что завтра или послезавтра Вильнюс тоже закроет литовско-российскую границу? Понятно, блокадой Калининградской области в полном смысле это назвать нельзя, поскольку существует еще морской путь. Но чем перекрытие сухопутных границ может грозить Калининграду?
— В свое время в подобной ситуации оказался Западный Берлин, помните? Частица Западной Германии, ФРГ, капиталистической страны, оказался полностью изолированным от этого государства, полностью находясь на территории социалистической Восточной Германии, ГДР. Тогда абсолютно всем Западный Берлин снабжался из ФРГ, сначала с использованием наземных путей сообщения, а потом, достаточно оперативно, с помощью США было налажено снабжение Западного Берлина по воздуху. Как показала история, никто в городе не умер от голода, да и сам Западный Берлин не исчез, а просуществовал весьма долго – с момента раздела Германии после Второй мировой войны и до самого разрушения Берлинской стены и воссоединения обеих частей страны.
Примерно так же можно будет решить проблему существования и выживания Калининграда в случае, если решение о блокаде города будет все-таки принято. Правда, в отношении Калининграда разумнее будет использовать морские пути сообщения – все-таки это приморский город, город-порт.
И тем не менее я уверен, что до подобных крайних мер, тем более со стороны Литвы или других стран Балтии, дело все-таки не дойдет – будут найдены какие-то компромиссные решения, заключены договоры о транзитных перевозках по железной дороге и проч. Закрытия российско-литовской границы не может произойти в принципе, поскольку в настоящем обострении отношений с Россией не заинтересована прежде всего литовская сторона, да и никакая из стран Балтии. Все-таки Россия в качестве выгодного и надежного партнера предпочтительнее, нежели в качестве озлобленного и при этом весьма сильного противника.
Даже самое слабое и беззащитное существо, будучи загнанным в угол, может оказать отчаянное сопротивление и неожиданно нанести серьезный урон. Ну, а уж о нашей стране никак нельзя сказать «слабая» или «беззащитная», и загонять ее в угол кому угодно обойдется «себе дороже». Так что со стороны Литвы было бы крайне неосторожно и даже неумно вести подобную политику и провоцировать Россию на серьезное противостояние.