Госдума РФ обдумывает налоговое стимулирование покупок отечественных автомобилей

Депутаты Госдумы от фракции ЛДПР Андрей Свинцов и Ярослав Нилов предложили внести поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие возврат части средств, потраченных на приобретение отечественного автомобиля. Предполагается, что россияне в качестве налогового вычета смогут вернуть 13% от стоимости покупки, но не более 65 тысяч рублей. Эксперты предлагают в случае принятия этих поправок четко определить перечень автомобилей с подобной льготой, а также предоставлять ее только гражданам РФ, впервые приобретающим личный транспорт.

Эта мера призвана стимулировать интерес покупателей к отечественному «автопрому», а также оказать дополнительную поддержку развития отрасли.

В пояснительной записке к предложенным поправкам в статью 220 НК РФ было сказано, что в 2014 году и первом полугодии 2015 года наблюдался значительный спад российской автопромышленности. При этом одновременно с падением спроса на автомобили и серьезным снижением количества их выпуска происходил рост цен. По данным Минэкономразвития, за первые четыре месяца 2015 года снижение продаж достигло 37,2% по сравнению с прошлогодним периодом. На рынке легковых автомашин падение достигло максимальных отметок – 38,3%, в численном выражении – на 510,2 тысяч единиц.

Депутаты полагают, что такие программы государственного стимулирования, как утилизация, автолизинг и льготное кредитование, пока в должной мере не способствуют росту отрасли. Налоговый вычет будет направлен именно на поддержание спроса на отечественные автомобили.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал руководитель московского представительства Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.


— Понятно, государственная поддержка отечественному автопрому необходима как воздух (продажи новых машин в России серьезно упали за последний, кризисный год). По Вашему мнению, 65 тыс. руб. налоговых послаблений станут той «морковкой», которая позволит сколь-нибудь серьезно привлечь покупателей на рынок новых машин?

— Серьезной «морковкой» это вряд ли станет, однако, все будет зависеть от того, как она будет действовать. Предложение депутатов было озвучено как мера усиления привлекательности рынка, но мне бы хотелось также понять, как это будет работать, то есть действительно ли будет работать на потребителей, то конечно, будет ли востребовано. У нас, к сожалению, причина проблем не в том, что придумываются какие-то вещи, а в том, что неплохие вещи потом не работают. Будут ли эффективны предложенные поправки или нет – я пока бы не стал торопиться делать выводы.

К тому же мне кажется, что поддержка «автопрома» сейчас особо-то и не нужна. Спад наблюдается у всех — у западноевропейских, американских, японских концернов. Наша отечественная автопромышленность на фоне этого могла бы даже процветать. То есть поддержка, конечно, нужна, но не производителей, а именно потребителей. Самое лучшее из того, что уже было придумано, это утилизация. Хотя и введение налоговых вычетов теоретически может внести какую-то лепту в повышение эффективности. Эта мера может сработать как сама по себе, так и в совокупности с другими предложениями.

На мой взгляд, самая большая проблема заключается в том, что у нас о каких-то мерах вспоминают с огромным опозданием или же когда уже поздно что-то делать, а делать на самом деле надо постоянно. Необходимо, чтобы работали банки, чтобы государственные органы, налоговая включались в программы поддержки, и так далее. И крайне важно, чтобы в полную меру, наконец, начали работать маркетологи. Смотрите, у нас есть рынок автомобилей, но у нас нет отечественных маркетологов. Почему все компании, которые приходят сюда, первыми запускают на рынок маркетологов, а у нас служба изучения рынка стоит на последнем месте. Мне кажется, что в этом вся проблема. Маркетологи должны постоянно «мониторить», изучать, как и что лучше сделать и создавать соответствующее лобби. А автомобильное лобби у нас может быть достаточно сильным, так как государство уделяет этому весьма серьезное внимание. Только изучение рыночное ситуации осуществляется крайне слабо. Такое ощущение, что наши топ-менеджеры больше уделяют внимание своим карманам, чем всему остальному.


— Еще одна серьезная проблема: сегодня обучение в автошколах просто недоступно для многих россиян. Как считаете, следовало бы властям максимально удешевить процедуру получения прав? К слову, в ряде стран учат вождению в рамках школьных программ. Причем совершенно бесплатно.

— Нет, не следовало бы. Потому что это привилегия, которая во всем мире стоит денег, а чем больше избирательность, тем больше люди сами уделяют внимания получению водительского удостоверения. Я на своем опыте видел последствия ситуации, когда автошкола стоила бесплатно. Когда-то я сам подарил своему племяннику обучение в автошколе, так он даже не сдал на водительское удостоверение. Но после он сам заплатил за обучение 50 тысяч, хорошо отучился и сдал все нормально. А вот когда я ему помогал, он ходил на пересдачу порядка 8 раз. Поэтому я не за удешевление, так как это напрямую влияет на безопасность. Если люди дорого ценят затраты за обучение, то качество полученных знаний уже будет зависеть не только от автошкол, но и от обучающихся.

А в школьные программы, на мой взгляд, нужно ввести изучение основ ПДД, возможно, только теории, не обязательно в совокупности с навыками. Я считаю, что обучение теории вообще должно быть именно на школьном этапе. Такие вещи можно внедрять, но если у нас ли у нас на это деньги, это уже вопрос не ко мне.

В ряде стран есть, конечно, иной опыт, и его можно перенимать, вот только, смотря какой. Знаете, в основном говорят – есть такой-то опыт, давайте его переймем и внедрим у себя. А я всегда на это отвечаю на это – а с какой целью? Давайте сначала определимся с целью, чего мы хотим этим добиться. К примеру, сейчас у нас основная проблема – это безопасность движения. Все, что служит повышению безопасности, нужно перенимать, а все иное, что происходит в странах, уже достигших нормального уровня безопасности и даже делающих какие-то послабления, это нам может не подойти. Нужно понимать, что в других странах совершенно иной менталитет и другие цели, а перенимать какой-то опыт бесцельно – я не вижу в этом никакого смысла.