Запад, под предводительством США, довольно успешно рубит главную опору Кремля – олигархов. Сначала удар нанесли по активам Олега Дерипаски, в результате чего подконтрольному ему алюминиевому «Русалу» грозит национализация. Иначе банкротство, сопряженное с серьезными социальными катаклизмами. Второй жертвой санкций пал еще один «русский» олигарх Виктор Вексельберг – у принадлежащей ему компании «Ренова» заморозили счета на 2 млрд долларов.
Вексельберг явно не ожидал такого развития событий. Судя по всему, он был уверен в гарантированной защите своих капиталов со стороны западных партнеров. Однако в США Вексельберг воспринимается «токсичной» персоной, требующей изоляции и показательного наказания. Ему не помог даже тот факт, что «Ренова» — юридически не российская компания (она зарегистрирована на Багамах), а сам он гражданин Кипра и активно поддерживает еврейскую благотворительность.
Пока у олигарха заморозили банковские счета на 2 млрд долларов, но уже с ним отказались работать подконтрольные швейцарские компании Sulzer и Oerlikon. Они не стали выплачивать «Ренове» дивиденды, а Sulzer в одностороннем порядке выкупил акции у Вексельберга (не заплатив за них ни копейки).
Отметим, что Вексельберг входит в число главных акционеров крупнейшего в мире алюминиевого холдинга En+ Group. Вместе с ним его бенефициарами являются Дерипаска, группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова и американо-швейцарской Glencore.
Ранее, до санкционного удара, Дерипаска планировал разместить акции En+ Group на Лондонской бирже с расчетом получить инвестиций на 2 млрд долларов. Уже тогда потенциальные инвесторы знали о многомиллиардных долгах En+ Group на сумму порядка 6 млрд долларов. Аналитики были в курсе как системного кризиса компании, так и снижения мировых цен на металлы и алюминий в частности. Разумеется, сегодня не идет никакой речи о выводе акций на международные биржи. Все, кто оказался в санкционном списке Запада, автоматически оказываются в рядах изгоев, инфицированных субъектов.
Самое парадоксальное, что без внешних рынков российский алюминий и другие металлы никому не нужны. Ибо за 27 лет РФ сама убила свою промышленность. Сырьевая колония не производит своих летательных аппаратов, станков, бытовой техники и электротехники, лишь в минимальных объемах автомобили и строительные металлоконструкции. Разве что в избытке пивных банок из алюминиевой фольги: этого добра в РФ предостаточно.