Убыточный и погрязший в долгах и невозвратных кредитах Внешэкономбанк призван неэффективным в части размещения на его депозитах средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Ставки по ним крайне низки – вдвое ниже официального уровня инфляции, сделала выводы Счетная палата.
ВЭБ
как один из системообразующих банков РФ последние месяцы находится в центре внимания СМИ и правительства из-за удручающей картины финансового состояния. Объемы его долгов составляют 1 трлн рублей, а убыток по итогам 2014 года – 250 млрд, за первое полугодие 2015-го – 75,3 млрд рублей.
Из 4,8 трлн рублей средств ФНБ 610 млрд находились на счетах ВЭБа. По отчетам Счетной палаты, доходность по этим депозитам неэффективная, составляя лишь половину инфляции. А это значит, что даже сохранить ресурсы государства в прежнем объеме не удается.
По четырем из пяти рублевых депозитов процентная ставка равняется 6,25% годовых, по одному — 7,25%, пишут аудиторы. При этом инфляция в 2015 году составила 15,7% (в реальности – не менее 30%, официальные ведомства РФ традиционно лгут). Более того, в январе правительство сделало для ВЭБа еще более льготные условия размещения депозитов ФНБ. 5,9 и 6,3 млрд долларов размещены всего лишь по ставке 0,25% годовых с пролонгацией срока хранения с 15 до 20 лет. Эти меры связаны с необходимостью поддержки банка, ставшим полигоном для плохих долгов и неэффективного кредитования. Большую часть денег он растерял на Олимпийских стройках в Сочи, ставших символом кремлевской коррупции и транжирства. «Дыра» в капитале ВЭБа из-за проблемных сочинских и украинских долгов может достигать 500–600 млрд рублей.
Что касается остальных резервов ФНБ, то их большая часть (3,4 трлн рублей) размещена на счетах ЦБ, 279 млрд рублей — в привилегированных акциях банков, 192,6 млрд — в ценных бумагах российских эмитентов, связанных с реализацией инфраструктурных проектов, 138,4 млрд — на субординированных депозитах в российских банках. 3 млрд долларов фактически утрачены из-за отказа Украины вернуть долг.
Гораздо разумнее размещать средства фондов в высокодоходных экспортоориентированных отраслях российской экономики, говорят эксперты. Например, некоторые высокотехнологичные производства в российском аграрном комплексе способны обеспечивать доходность не ниже 25% годовых. Понятно, что принятие подобных решений потребует серьезного анализа рисков и их страхования. Но при этом российские резервы будут расти, работать на реальный сектор экономики и мультипликативно стимулировать смежные отрасли экономики.