«Золотая валюта не спасет экономику»

Рубль должна сменить новая, альтернативная валюта, способная выдерживать конкуренцию с долларом и евро. Такое заявление сделал депутат-единоросс Анатолий Выборный, член комитета по безопасности и противодействию коррупции, и добавил, что соответствующий законопроект уже рассматривается в Государственной Думе.

По мнению Выборного, новую валюту следует создавать в сотрудничестве с Шанхайской организацией сотрудничества, а также привлечь к этому процессу страны Евразийского экономического союза.

Пока депутаты не знают, как назвать эту новую валюту. В связи с этим все чаще вспоминают золотой червонец, который появился в России в 1920-х годах, вслед за чем последовал подъем экономики и укрепление рубля. Золотой червонец до сих пор вспоминают с теплом, о чем свидетельствует хотя бы фольклор: «У Курского вокзала стою я молодой, Подайте Христа ради червончик золотой».

Член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Батин заявил, что ввести новую валюту на территории РФ возможно, хотя и влетит это «в копеечку», ведь Гознаку придется несколько месяцев день и ночь печатать новые дензнаки, а торговцам – срочно менять все ценники.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал профессор, директор программы «Мастер финансов», Российская экономическая школа (РЭШ) Алексей Горяев.


— После заявления депутата от ЕР Анатолия Выборного, что российскую экономику спасет новая валюта, многие вспомнили о легендарном «золотом червонце», который спас финансовую систему СССР от краха в 1920-е годы. Возможно ли сейчас в России пустить в оборот абсолютно ликвидную, привязанную к золоту денежную единицу?

— Нам всем надо четко понимать – никакая валюта не является универсальным лекарством, или панацеей, от болезней экономики. Сама по себе валюта спасти экономику не может, это – иллюзия.

Вот вы говорите про 20-е годы. В это время экономику Страны Советов поднял не золотой червонец (хотя он, конечно, способствовал этому), а в целом политика реформ — т.н. новая экономическая политика или НЭП. Вот и сейчас нужно искать общий подход, чтобы справиться с проблемами.

Теперь о золотой валюте. Сегодня в мире нет практически ни одной страны, где бы имела хождение валюта, жестко привязанная к золоту. Если бы ее существование имело экономический смысл, она бы существовала, во всяком случае, хотя бы в развитых странах. Но этого нет, и совершенно не случайно. Время золотой валюты миновало, и достаточно давно. США держались дольше всех, но и они отказались от жесткой привязки валюты к золоту в 1973 году, и не потому, что были глупы или недальновидны. К сожалению, одной лишь валютой – привязанной, нет ли к золоту – спасти экономику невозможно.

Точно так же не следует думать, что вывести экономику из стагнации можно только усилиями Центробанка. Глупо ожидать, что в результате тех или иных его действий экономика вдруг может ни с того, ни с сего пойти в рост, на 5% или на7%. Да, Центробанк может проводить кредитно-денежную политику, направленную на снижение инфляции или стабилизацию курса национальной валюты. Но максимум, чего он может достичь на этом поприще – сгладить какие-то шоки, не больше того. Что-то большее не в его компетенции, к сожалению.

Что касается инициативы депутатов… Экономика – явление гораздо более сложное, чем может показаться на первый взгляд. Тем не менее, многим кажется, что именно в этой сфере каждый понимает не хуже любого специалиста, и на этом основании считает себя вправе давать советы. Сантехнику или там плотнику советовать не станут, что делать и как, а вот по части экономики – запросто.

А любые прогнозы на ближайшее будущее относительно курса рубля – это гадание на кофейной гуще. Конечно, в последние дни ситуацию на валютном рынке определяют в основном краткосрочные факторы, так что определенная доля истины в утверждении правительства о том, что фундаментально рубль все-таки недооценен, есть. Но вот когда эти фундаментальные факторы вернутся на рынок – вопрос сложный. Очевидно только, что курс рубля будет двигаться в том же направлении, что и цены на нефть, т.е. будет снижаться вслед за их падением и наоборот.