Мужчину, который захватил шестерых заложников офисе Московского кредитного банка, убили. Преступник был ликвидирован переговорщиком. Это произошло в тот момент, когда захватчик пытался привести в действие взрывной механизм. Позже выяснилось, что бомба оказалась муляжом. Возникает вопрос: является ли целесообразным убийство преступника, учитывая то, что он уже вступил с правоохранителями в переговоры?
Буквально за 20 минут до закрытия, в 20.37, в отделение Московского кредитного банка на Первомайской улице, дом 5, ворвался мужчина (позже полицейским он представился Алексеем). В помещении к этому моменту оставались шесть человек: четверо клиентов банка (как сообщают очевидцы, две девушки и две пожилые женщины) и двое сотрудников. Однако источник ТАСС в правоохранительных органах сообщил, что все шестеро заложников были сотрудниками банка.
Мужчина забаррикадировался с заложниками. Сотрудники банка успели нажать «тревожную кнопку», а кассир — забежать в отдельный кабинет и запереться. Как сообщила «Газете.Ru» официальный представитель ГУ МВД по Москве Софья Хотина, преступник требовал выдать ему 4,7 млн рублей и €13 тыс. наличными. Заложникам он продемонстрировал предмет, похожий на пистолет, а также заявил, что взорвет бомбу, если его требования не будут выполнены.
Сразу же после сигнала о происшествии к дому на Первомайской выдвинулись бойцы СОБРа.
В операции по освобождению людей задействовали специальный отряд быстрого реагирования (СОБР) Нацгвардии.
Отметим, что отделение банка находится прямо напротив Измайловского районного суда, таким образом, оба подъезда к банку моментально блокируются полицейскими в случае необходимости. Учитывал ли этот нюанс преступник, неизвестно.
Здание с прилегающей территорией было оцеплено. Остановилось движение трамваев, образовалась пробка, которая, по сообщениям очевидцев, тянулась до метро «Электрозаводская».
Правоохранители начали переговоры с преступником. Примерно через час после захвата пятеро из шести заложников (кроме запершейся кассирши) были отпущены.
По сообщениям столичной полиции, преступник все же попытался привести в действие взрывное устройство. Находившиеся рядом с отделением люди услышали четыре выстрела: захватчик был убит. Позже на его теле обнаружили коробку с проводами.
Однако к полуночи стало известно: саперы обследовали похожий на бомбу предмет и выяснили в итоге, что это муляж.
Личность захватчика пока не установлена, при осмотре его тела не было найдено никаких документов.
Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в силовых структурах, мужчину застрелил выступивший в роли переговорщика боец отряда быстрого реагирования в гражданской одежде.
«Боец применил табельное оружие на поражение «в ходе завязавшегося разговора», — уточнил источник.
Возбуждено уголовное дело по статье «Захват заложников с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия». Отличившиеся в ходе операции сотрудники полиции и Нацгвардии будут награждены Общественной палатой России.
Насколько целесообразно застрелить преступника, хотя он уже вступил с правоохранителями в переговоры? Глава комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон Цветков считает, что решение о ликвидации подозреваемого было совершенно оправданно.
«Захват заложников — это один из самых опасных видов преступлений. Человек, который захватывает заложников, должен понимать, что ему грозит и на что он идет, — пояснил Цветков «Газете.Ru». — Захватчики бывают двух видов. Первый — когда человек пытался совершить ограбление, но что-то пошло не так и он взял заложников. Второй — это когда целью был именно захват людей.
Но и в первом, и во втором случае такому человеку нечего ловить. Он почти наверняка будет либо задержан и получит максимальный срок наказания, либо к нему будет применено табельное огнестрельное оружие».
В полиции всегда есть несколько подразделений, задействованных в таких случаях, добавил Цветков. ППС блокирует территорию, есть команда психологов-переговорщиков, которая убеждает террориста сдаться либо отвлекает его внимание, а СОБР занимается непосредственно задержанием или ликвидацией захватчика.
«Во время переговоров оценивается психологическое состояние преступника. Если становится ясно, что от него исходит серьезная степень опасности для граждан, то, безусловно, для того чтобы ее пресечь, будет применено оружие, — продолжает эксперт. — Я считаю, что эта операция проведена блестяще, она показывает, что полиция абсолютно готова к защите москвичей и гостей столицы от таких вот инцидентов. Ход событий изначально был для меня понятен: если преступник вовремя не сдастся, он будет ликвидирован. Человек, захвативший заложников, находится в сложном психологическом состоянии, его поведение может меняться каждую минуту. Ликвидация злоумышленника здесь абсолютно оправданна».
Тем не менее сказать, что охрана банка организована хорошо, нельзя, утверждает Цветков. «Часть банка, где находится кассир, обеспечена более серьезным уровнем безопасности, там всегда есть «тревожная кнопка». Надо оценить работу непосредственно охранников банка: стража должна быть вооруженной.
Почему охранник банка не среагировал и не применил свое оружие, остается вопросом», — подчеркнул он.
Московский кредитный банк работает в России с 1992 года и является одним из старейших финансовых учреждений в стране. По экспертным оценкам, он входит в 15 крупнейших кредитных учреждений страны, регулярно получая разнообразные награды как «самый устойчивый банк» или «лучший банк для бизнеса». Тем не менее офисы МКБ в числе прочих в конце марта 2016 года пикетировали валютные ипотечники. На официальном сайте банка также добавляется, что «для удобства клиентов подразделения Банка работают семь дней в неделю по продленному графику обслуживания» (то есть до 21.00).
Добавим, что банки довольно часто подвергаются нападениям. Так, в феврале этого года в Москве преступники попытались ограбить отделение Росэнергобанка. Они взяли в заложники нескольких работников и клиентов. При этом одну из сотрудниц банка преступники облили бензином и пообещали поджечь, если им не выдадут деньги. Впрочем, выполнить это злоумышленники не смогли. Полицейские освободили всех заложников и задержали троих подозреваемых.
В Новосибирске в декабре 2015 года вооруженный мужчина ограбил отделение Сбербанка. Утром, сразу после открытия отделения, он ворвался в помещение финансового учреждения и, угрожая предметом, похожим на пистолет, потребовал, чтобы кассирши заполнили его сумку деньгами. Как утверждали сотрудники банка, при этом
грабитель просил не нажимать «тревожную кнопку», так как деньги ему нужны для лечения ребенка.
В октябре 2015 года был ограблен банк в Екатеринбурге. Уже под вечер, перед самым закрытием, в отделение одного из коммерческих банков зашел неизвестный мужчина в маске и с предметом, похожим на охотничий обрез, и потребовал миллион рублей наличными. Сотрудники нажали «тревожную кнопку», однако мужчина все равно успел забрать деньги и скрыться от полиции.
Впрочем, гораздо чаще обворовывают банкоматы и платежные терминалы. При этом банковскую аппаратуру грабят двумя способами. Либо увозят куда-то, где вынимают деньги, либо разбирают на запчасти. Например, в терминалах самый дорогой элемент — это счетчик купюр. Для кражи-перевозки грабителям нужно отделить банкомат от места, на котором он стоит: оборудование отпиливают и даже взрывают. Такие случаи полицейские фиксируют еженедельно.
http://www.gazeta.ru/social/2016/05/18/8251841.shtml#!photo=3&full