Александр Коновалов: «Разведка США с ужасом ожидает передачи секретных данных Трампу»

Согласно исследованию Zecurion Analytics, по степени кибербезопасности в военной и разведывательной областях Россия находится в пятерке лидеров: наши кибервойска якобы насчитывают около тысячи человек, и на их поддержание из бюджета ежегодно отпускается примерно 300 миллионов долларов. Кибервойска, т.е. специализированные подразделения, обеспечивающие кибербезопасность – последний писк оборонной моды: более сотни государств поставили их себе на службу, хотя открыто признаются в этом немногие – не больше десятка стран.

Вполне ожидаемо лидируют в списке Соединенные Штаты, выделяющие на кибербезопасность примерно 7 миллиардов долларов в год. 9 тысяч хакеров сотрудничают с войсками США. На втором месте Китай, который тратит всего полтора миллиарда долларов, зато может себе позволить самую многочисленную киберармию – не меньше 20 тысяч человек. Далее идет Великобритания с 450 миллионами и 2 тысячами хакеров, и ближайшим соперником России является еще один «азиатский дракон» — Южная Корея, 400 миллионов и 700 человек.

В классической формуле «шпионаж и драки» кибервойска заменили последний элемент на кибератаки, имеющие целью «воздействовать на настроение и поведение населения стран». Как пишет издание, именно атаки российских хакеров так напугали Белый дом в конце декабря, что США ввели против России новые санкции. А в начале января американские разведслужбы практически открыто обвинили российского президента в том, что якобы именно он распорядился организовать информационную кампанию по искажению хода и результатов президентских выборов в США. Впрочем, пресс-секретарь президентской администрации Дмитрий Песков заявил, что все это – не более, чем охота на ведьм, основательно уже приевшаяся Кремлю.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал президент Института стратегических оценок, профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России Александр Коновалов.


— Мы уже привыкли к истерикам западных «партнеров». Но в данном случае – Россия ли является конечной целью нападок? Может, все-таки Дональд Трамп? Насколько велики риски его низвержения с политического олимпа Соединенных Штатов еще в первые месяцы правления? И главное – чего нам ждать в этом случае?

— Ну, уже поздно по поводу Трампа размахивать кулаками – этот поезд ушел вперед как минимум на 4 года. То, что в США так уж хотят расследовать причину поражения Хилари Клинтон, вполне понятно – очень уж неожиданным стало это поражение. Видимо, специалисты Трампа, которых он, кстати, нанял за достаточно скромные деньги, нашли действительно эффективные методы воздействия на самые разные социальные структуры, вплоть до персонифицированного воздействия на каждого избирателя. А скорее всего, Трамп просто соответствует каким-то давно назревшим потребностям американского общества.

Вопрос, принимала дли Россия участие в кибератаках против Клинтон, остается открытым, поскольку ответ на него никто и никогда не даст. Хотя, конечно, хакеры в России есть, а значит, была и возможность использовать их в компрометации противников Трампа.

Что касается свержения Дональда Трампа с его поста, тем более в первые месяцы правления, то это пока выглядит совершенно нереально, хотя бы с чисто процедурной точки зрения. Впрочем, где-то мне попадалась информация о каком-то американском аналитике, предсказавшем исход всех последних выборов президента Америки, в т.ч. и победу Дональда Трампа – так вот, этот же аналитик предсказал и импичмент Трампу, причем именно в первые месяцы.

Как мне представляется, Трамп слишком уж далек от политического профессионализма – чего стоит один только его вопрос о том, есть ли у Штатов ядерное оружие, и если есть, то почему оно не используется. У него довольно странные представления о политическом обустройстве мира, но это и неудивительно – все-таки он прежде всего бизнесмен, а не политик. Не случайно этот доклад руководители разведслужб представили не Трампу, а Бараку Обаме. Более того, проскальзывала информация, что разведслужбы Америки с ужасом ждут того момента, когда им придется выкладывать свои секреты Дональду Трампу.

Впрочем, все окончательно прояснится после процедуры инаугурации, в т.ч. и вопрос с возможным импичментом.


— А чем Трамп может быть столь неугоден американской элите? Готовностью вести диалог с Путиным? С другой стороны – без поддержки определенных кланов он вряд ли смог бы пробиться в президенты. Получается, некие силы в США считают, что нужно кардинально менять вектор внешней политики?

— Понимаете, в любой политической элите, и американская – не исключение, есть свои субэлиты, подводные течения, столкновения бизнес-интересов и т.п. Да, Клинтон во всем этом чувствовала себя как рыба в воде, но это не значит, что Дональд Трамп совсем уж никому не угоден. К примеру, те, кто еще вчера, в ходе предвыборной гонки, жестко его критиковали, сегодня, после его победы, заметно снизили полемический накал. А те, кого Трамп уже назначил на важные государственные посты, к примеру, новый госсекретарь, относятся к самой что ни на есть элите.

Что касается готовности Трампа вести диалог с Владимиром Путиным, то, на мой взгляд, эта готовность сильно преувеличена. Помните, как Трамп еще недавно отрицал возможное участие в кибератаках российских хакеров? А сейчас он совсем не так у ж в этом уверен и готов увидеть «российский след», хотя и отрицает его влияние на свою победу.

Мне кажется, что секрет успеха Дональда Трампа заключается не в его внешнеполитических симпатиях, а в готовности сосредоточиться на решении внутриполитических проблем. Как показала практика последних месяцев, именно это является ведущим политическим трендом и вызывает симпатию у населения большинства стран, поскольку отвечает общественным чаяниям. Так что успех Трампа сродни популярности Ле Пен во Франции, или инициаторов и организаторов Brexit’а в Великобритании.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ: «Вступление Израиля в сирийский конфликт отодвигает его урегулирование на неопределенный срок»