Несколько недель назад один из ключевых политиков крупного уральского региона, руководитель администрации губернатора Свердловской области Владимир Тунгусов начал активную кампанию по продвижению себя как одного из главных инсайдеров внутриполитических процессов в стране.
Эксперты, называющие Тунгусова «серым кардиналом» области, считают увеличившуюся активность чиновника попыткой заявить, в первую очередь, Кремлю о себе как о политике федерального уровня и одновременно сообщают об искусственности и недостоверности продвигаемых им «инсайдов».
Тунгусов, с 2016 года – второй человек в области, обладает значительным политическим авторитетом и финансовыми ресурсами для ведения такой кампании. Он также являетсясамым богатым государственным служащим области. Ряд местных журналистовсвязывают такое влияние с давними отношениями чиновника с выходцами из ОПС «Уралмаш».
О независимости Тунгусова от своего непосредственного руководства – губернатора области — свидетельствует и то, что для ведения собственной кампании чиновник выбрал молодого пиарщика, ранее активно занимавшегося критикой губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, — Александра Устинова. Выбор, с одной стороны, понятный – Устинов помогает Тунгусову уже достаточно давно, но рискованный: молодой пиарщик известен своей приверженностью «черным» технологиям.
Среди инструментов продвижения также были выбраны механизмы, наиболее актуальные именно среди московских экспертов. Наибольшее внимание уделено телеграм-каналу «Мысли Тунгусова», позиционирующему себя в качестве «личного блога Александра Устинова». Название канала более чем очевидно сообщает о заказчике (и, по легенде, информаторе) всех инсайдов; попытки деанонимизации авторов самых популярных телеграм-каналов и большие бюджеты на рекламу гарантируют его быструю раскрутку. Вместе с тем, «Мысли Тунгусова» были резко раскритикованы популярными телеграм-каналами, обвинившими авторов в низком уровне аналитики и недостоверности излагаемых в постах фактов.
Вместе со сравнительно новым и непривычным для свердловской аудитории механизмом распространения информации Владимир Тунгусов обращается в своей работе и к более привычным инструментам: управляемым «в ручном режиме» СМИ. Принадлежащий тому же Александру Устинову портал «Rupolit.net» в последнее время также заметно переориентировался на освещение конфликтов федеральной элиты.
В течение короткого времени на портале были опубликованы материалы, затрагивающие интересы крупных федеральных фигур, в частности А. Вайно, В. Володина, И. Сечина, С. Кириенко, Д. Пескова (ряд материалов портала был посвящен расследованиям орасколе кремлевских элит, осыне пресс-секретаря президента, окорнях руководителей администрации главы государства,противостоянии «кланов» и«черной кассе» Кремля).
По мнению экспертов, информация портала, представленная в публикациях, во многом не соответствует действительности, что также было отмечено и целевой аудиторией кампании.
Сейчас сложно спрогнозировать результат дорогой и, очевидно, продолжительной работы по выдвижению авторитетного регионального чиновника на федеральный уровень. Говоря о мотивации Тунгусова, политологи и журналисты сходятся во мнении, что ему стало «тесно» на уральской земле, но вместе с тем выражают сомнения в успешности такой «черной» пиар-кампании.