НАТО нам не надо

В начале этой недели, 25 октября, Минобороны РФ вызвало к себе военного атташе Германии, чтобы обсудить слова главы оборонного ведомства ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр о ядерном сдерживании России. Немецкому чиновнику вручили ноту. Министерство обороны Российской Федерации сообщило, что речь Крамп-Карренбауэр якобы только усилило напряженность в Европе, что, вероятно, не позволяет нормализовать ситуацию в Старом свете. Следовательно, назревают серьезные трения между НАТО и Россией.

Ответ Аннегрет Крамп-Карренбауэр на вопрос журналиста-соотечественника о предполагаемых планах НАТО по устрашению России прозвучал, скорее всего, громко и угрожающе. Так, она заявила, что России необходимо четко понять, что Германия готова применить свои устрашающие методы, чтобы РФ не напала на партнеров НАТО в Черноморском регионе и Прибалтике.

Такая реплика вызвала шквал эмоций как у российских, так и немецких чиновников. Министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу отреагировал, можно сказать, болезненно на это заявление, заявив, что Европа хоть и говорит о сдерживании России, но сама якобы «проталкивает» силы НАТО к российским границам. Шойгу, по сути, предупреждает Германию, говоря о прошлом – «…чем закончилось это для ФРГ и Европы, министр обороны Германии должен об этом хорошо знать». Может быть, Шойгу вспоминает начавшуюся между СССР и фашистской Германией Великую Отечественную Войну. Как говорит министр обороны РФ, нельзя говорить о безопасности Европы, не включая в это понятие Россию.

Министерство иностранных дел тоже не осталось в стороне – федеральный орган прокомментировал слова Крамп-Карренбауэр, сказав, что была проявлена незаинтересованность в диалоге с Москвой по деэскалации постепенно набирающих напряженность отношений. Официальный представитель МИД России Мария Захарова надеется, что немецкие чиновники остановят министра обороны ФРГ, чтобы та как-бы не испытала на себе «надежность Вооруженных сил России».

Собственно, сам бундестаг также не доволен цитатой Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Так, председатель фракции СДПГ Рольф Мютцених назвал слова министра обороны Германии «безответственными». При этом, чиновник добавляет, что существуют угрозы его стране, якобы идущие из России. Мютцених сравнивает слова Крамп-Карренбауэр с этими самыми угрозами, назвав и те и эти «безосновательными». Европейские аналитики посчитали, что реплика Крамп-Карренбауэр только подливают масла в огонь к уже нестабильной ситуации в политике ФРГ.

Вся эта ситуация напоминает о непростых отношениях России с НАТО. Совсем недавно пресс-секретарь президента Российской Федерации Дмитрий Песков заявил, что, по сути, Россия может обойтись без всякого там НАТО. Песков объясняет, что Североатлантический альянс всегда был настроен против нашей страны, причем, судя по всему, весьма агрессивно. Также пресс-секретарь президента РФ добавил, что усилия России по сглаживанию отношений с НАТО оказались тщетны.

Сравнительно недолго до слов Пескова, РФ приостановила деятельность своего представительства при НАТО, как об этом сообщил министр иностранных дел Сергей Лавров. Случилось это по причине отзыва Североатлантическим альянсом аккредитаций восьми сотрудников постпредства России. Но этим дело не кончилось – приостанавливают также деятельность Военной миссии связи НАТО, аккредитация этой миссии будет тоже отозвана. Примечательно, что такие тревожные события начались, предположительно, с пустого места, так как Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг даже не объяснил причину своего решения отозвать аккредитацию российских дипломатов. Лавров вспоминает недавний разговор с Столтенбергом в Нью-Йорке, где последний обещал наладить отношения между НАТО и Россией.

Интересно, что нечто подобное уже бывало в истории дипломатических отношений Североатлантического альянса и России. Такие сокращения начались все еще в 2015 году, продолжились в 2018, и теперь ситуация повторяется уже в 2021 году. Сергей Лавров комментирует – по сути, в НАТО устроили «запретительный режим» для российских дипломатов.

Пока не ясно, чем грозит такая обмена «пощечинами» между НАТО и Российской Федерацией. Одно можно сказать точно – эта ситуация накаляется с каждым днем. Но всему есть свой предел…

Ситуацию прокомментировал кандидат политических наук, исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO

Станислав Бышок

.


– Глава оборонного ведомства ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр недавно заявила о ядерном сдерживании России. В частности, она сказала о «устрашающих методах» Германии против России, если та нападет на членов НАТО в Прибалтике и Черноморском регионе. Какие устрашающие методы имела в виду Аннегрет Крамп-Карренбауэр?

– Я политолог, а не военный человек. Но очевидно, что принципиальным вопросом стоит вопрос целеполагания. То есть, можно обещать России что-то делать, если Россия поступит так, как она не поступит. Трудно представить себе ситуацию, в которой Россия нападет военным образом на какую-то из стран НАТО. Этот вопрос исключается. Если мы ставим вопрос так, и если случится событие, которое невозможно, что по этому поводу сделает Германия? Германия может сделать все, что угодно, в том числе применить ядерное оружие, которого у неё нет. Поскольку это событие не произойдет, то, соответственно, возможность приобретения Германией статуса ядерной державы не рассматривается.

Здесь действительно речь идет о том, что в рамках Европейского Союза и НАТО, Россия – страна, проводящая агрессивную политику на Украине, в Грузии и даже в Сирии, не говоря про Центральноафриканскую Республику и Мали. Соответственно, необходимо каким-либо образом эту агрессию сдерживать. Один из способов – санкции, которые уже есть, а другой – военный, поскольку НАТО – структура военная. В этом смысле понятно, что некоторые российские комментаторы начали традиционно вспоминать Третий Рейх и взятие советской армией Берлина в 1945 году. Это такой стандартный ответ на любые претензии Германии: «А у вас зато Гитлер был, вы на нас напали в 1941 году». Но я думаю, что это так не работает.


– Могут ли нынешние напряженные отношения между НАТО и Россией вылиться в полномасштабную войну?

– Я не вижу здесь никаких перспектив для полномасштабной войны, хотя бы потому, что война должна иметь какие-то цели. Цели защиты или цели нападения, для того, чтобы либо сменить режим, либо захватить территорию. Очевидно, что эти цели не рассматривает ни одна, ни другая сторона.

Понятно, что было бы комфортней, если бы структура НАТО была более дружественно настроена по отношению к России, но Россия понимает свою ограниченность в плане того, что повлиять на политику Североатлантического альянса никак не получиться. То же самое относиться и к странам НАТО. Даже если мы берем исторические параллели, то в десятилетия холодной войны, когда противостояние между восточным блоком и западным блоком носили характер не только по типу «Вы нам не нравитесь», как сейчас, а также носили идеологический характер. Собственно, сейчас противостояние идеологического характера не носит. Россия никому свои ценности в качестве универсальных не рекомендует.

В этом смысле говорить о том, что есть какие-то шансы для начала прямых боевых действий между Россией и блоком НАТО не приходится. Потому что непонятны цели, средства. В отличие от последней войны, которую мы помним – настоящей, большой войны, сейчас не существует стран в мире, лидеры которых воспринимали бы войну как реальную опцию, для того, чтобы быстренько решить какие-либо вопросы, а потом навязать всем мир на своих условиях.

Сейчас война это то, от чего люди стремятся держаться подальше, и те боевые действия, которые мы сейчас видим, носят в большей степени локальный характер. Например, война в Карабахе, или пятидневная война России и Грузии 2008 года. Когда вы знаете, что точно победите, тогда вы можете проводить короткие операции достаточно быстро. А если результат неизвестен или непонятен, количество разрушений и жертв может быть огромным. Совершенно непонятно, в какой стране или структуре придут к власти люди, которые скажут, что «мы не уверены, но надо попытаться что-нибудь сделать». Это так не работает.