Акция по декриминализации рынков после драки кавказцев с полицейскими у рынка «Матвеевский» грозит накалить международную обстановку — при том что стража порядка избивали не иностранцы, а граждане РФ, уроженцы Дагестана. После рейдов по рынкам в московском районе Гольяново возник палаточный лагерь для нелегалов: в нем обитают более 600 мигрантов, в основном — вьетнамцы, что вызвало протест со стороны Вьетнама.
Советник консульства азиатской страны Нгуен Куанг Минь рассказал на встрече с российскими правозащитниками, что тысячи родственников задержанных жалуются на условия содержания. Главным образом нелегалы жаловались на скученность в палатках, совместное проживание женщин и мужчин, отсутствие горячей воды, на проблемы питания.
Кроме вьетнамцев, среди 612 задержанных нелегалов накануне вечером были также таджики, узбеки, сирийцы, киргизы, марокканец. Представитель Киргизии в лагере уже побывал, дипломаты из Афганистана заявили, что ради одного задержанного не приедут. Тем не менее, если лагерь продолжит существование и осенью, то нот протеста можно ждать и от среднеазиатских соседей: негативная реакция последует от Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, уверен эксперт Российского института стратегических исследований Дмитрий Александров.
Возникает вопрос и к легальности процедуры. Существование самого лагеря незаконно: никакого положения о его формировании нет, он организован МЧС, как если бы было объявлено чрезвычайное происшествие, но в этом случае жители палаточного городка должны иметь право свободно покидать его территорию, уверена правозащитница Светлана Ганушкина.
Между этим известный политик, писатель и оппозиционер Эдуард Лимонов предположил, что через некоторое время в такие лагеря будут загонять оппозиционеров. «У ФМС готов план по строительству ещё 83 лагерей на территории всей России. ВОСЬМИДЕСЯТИ ТРЁХ, только подумайте. Это концентрационные лагеря, самые что ни на есть они. Власть имеет коварные планы на всех нас», — написал он в своем блоге в Живом Журнале.
Ситуацию для «Московского монитора» прокомментировал российский политик, общественный деятель, глава высшего национального совета объединения «Русские», председатель оргкомитета Партии националистов, организатор Русских маршей, активный участник протестных акций и митингов Дмитрий Дёмушкин.
Помимо лагеря для мигрантов в Гольяново в России планируется открытие еще 83. Пока, якобы, только для мигрантов. Однако Эдуард Лимонов уже предположил, что под предлогом борьбы с нелегальной миграцией и соблюдением законности создаются концлагеря, куда вскоре начнут свозить оппозиционных активистов. Возможно ли в современной России повторение пиночетовского сценария подавления оппозиции, когда людей загоняли в такие лагеря или на стадионы?
— Нет, не думаю. На сегодняшний день для оппозиционеров существует достаточно изоляторов, куда их можно свалить, если они нарушает закон или на них возбуждают дела. Лагеря создают для того, чтобы освоить ту огромную массу людей, которых сейчас задерживают на рынках, а это сотни человек, которые не являются преступниками настолько, чтобы их посадить в изолятор.
Я считаю, что для власти пока нет смысла создавать отдельные лагеря для оппозиции. Во время самого массового задержания граждан в современной России, которое было в 2008 году на Арбате, официально было задержано 750 человек, а не официально до 1500 человек, и даже их они умудрились распихать по всем отделениям Москвы. Пусть не всех, кого-то пришлось в уралах, в автозаках продержать по 10 часов, но большинство отделов Москвы заполнили.
Я не знаю, какое количество людей на сегодняшний день насчитывает оппозиция. Людей, которых надо именно куда-то изолировать, у меня здесь возникают сомнения. Хотя, если ситуация изменится, оппозиция приступит к каким-либо активным действиям, то может быть и встанет вопрос, куда всех их девать.
Т.е. Лимонов ошибается и все таджики, вьетнамцы, узбеки, китайцы теперь действительно будут дисциплинированно жить в РФ в палаточных лагерях?
— Здесь в чем проблема: у нас особо не было никакой правовой базы под этих лиц. Этих же лиц они не могут посадить в спецприемники. В спецприемники сажают по решению суда, максимальный срок задержания составляет 15 суток. Если задержать 1000 человек, то всех их нельзя осудить на 15 суток, что они будут делать, когда эти 15 суток истекут? Поэтому они сделали подобие лагеря, где их кормят, под видом ухаживают, моют и т.д.
Проблема именно в правовой базе, проблема в том, что делать с этой массой народа, которая все прибывает. И до сих пор эти вопросы не решены. У них хватило бы места в отделениях полиции, если бы они раскидали их по Москве, проблем с местами нет. Ну, а дальше что? Каждого эмигранта надо удерживать в изоляторах по решению суда. Его нельзя просто туда его поместить. А решение суда не может превышать 15 суток административного наказания. Они будут вынуждены их отпустить, если не смогут оформить на них документы.
А в этих лагерях, которые создали, они людей могут удерживать до тех пор, пока не решится вопрос о депортации и не будет принято какое-то решение по ним. Это же не от того, что у нас не хватает мест задержания, а от того, что не хватает правовой базы и опыта быстрого разрешения этих вопросов. До этого они депортировали по 15-20 человек, а сейчас они этим занялись глобально.