Резкими высказываниями в адрес оппозиции Кадыров перешел черту

Александр Брод: «Рамзан Кадыров, как руководитель республиканского уровня и известный политик, должен быть более сдержанным в своих высказываниях. Все-таки официальная власть старается вести с оппозицией диалог – ее представители появляются на федеральных каналах, дают комментарии в СМИ, даже имеют право голоса в Госдуме. Т.е. поддерживается определенный баланс интересов, а Кадыров этот баланс разрушает, озлобляя при этом и правозащиту, и оппозицию».

Глава республики Чечня Рамзан Кадыров, похоже, становится главным хедлайнером страны. Его заявления вызывают острый общественный резонанс, на который правозащитники реагируют на самом официальном уровне. Так, на прошлой неделе Кадыров, в лучших традициях «35-го и других годов», заклеймил представителей внесистемной оппозиции врагами народа и предложил судить их за «подрывную деятельность». По мнению заместителя председателя президентского Совета по правам человека (СПЧ) Евгения Боброва, слова чеченского лидера следует подвергнуть лингвистической экспертизе, чтобы на ее основании прийти к определенным выводам и решениям.

Предварительную оценку заявлению Кадырова уже дали многие правозащитники. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Элла Памфилова назвала это высказывание «вредным» и противоречащим конституционному праву. По мнению красноярского депутата Константина Сенченко, опубликованному в «Фейсбуке», Кадыров – это «позор России», и эту точку зрения разделило множество пользователей соцсетей. Дошло даже до того, что Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека выразил намерение просить президента Владимира Путина об отставке главы Чечни.

Между тем политическая элита республики встала на защиту своего лидера единым фронтом. С Сенченко «приватно» побеседовали, после чего он взял слова о «позоре России» назад. Чеченский депутат Шамсаил Саралиев предложил извиниться перед Кадыровым и Элле Памфиловой. Спикер чеченского парламента Магомед Даудов вообще пообещал затравить оппозиционеров овчарками. По соцсетям победно шествует акция с вполне ожидаемым названием — «Кадыров – гордость России», запущенная по инициативе замминистра Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Лемы Гудаева, и в ближайшем будущем в столице республики пройдет митинг в поддержку Кадырова, на который грозненцы явятся, скорее всего, в «добровольно-принудительном» порядке.

Впрочем, не исключено, что заявление Кадырова прошло бы с меньшим эффектом, если бы не реакция правозащитников. Провели бы, как обычно, с главой Чечни «профилактическую беседу», объяснили, где конкретно он неправ. Но пожар общественной дискуссии уже раздут, и не реагировать на него невозможно. Хотя тот же Кадыров уже готов объяснить все «шутейно»: никому он де не угрожал, и всерьез его могли воспринять только душевнобольные люди, для которых он уже якобы распорядился выделить в республиканских психбольницах несколько теплых койко-мест.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал член СПЧ, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод.


— Рамзан Кадыров в последнее время как-то подозрительно часто оказывается в центре скандалов. Хотя чеченский лидер зачастую сам провоцирует эти скандалы. Тем не менее: чем может быть вызван повышенной интерес СМИ, казалось бы, к неприкасаемой фигуре Кадырова?

— Я считаю, что подобными резкими высказываниями Рамзан Кадыров явно перешел границы этических норм. Все эти его заявления о «врагах народа», о «психически больных» весьма агрессивны, как, впрочем, и поведение ближайшего окружения чеченского лидера.

Данную ситуацию можно оценивать по-разному. Кто-то, к примеру, считает, что Рамзан Кадыров выражает мнение определенных властных кругов, уверенных, что оппозицию необходимо как следует «прижать» ввиду предстоящих в этом году непростых выборов, а также на фоне растущей социально-экономической напряженности и связанных с ней протестных настроений – в такой ситуации будоражить общественное мнение особенно опасно. Но лично мне кажется, и я в этом не одинок, что на этот раз чувство меры изменило главе Чечни. Отсюда и столь резкая реакция правозащитников и оппозиционеров: уже пишется обращение в генпрокуратуру, уже составляется требование об отставке Кадырова, и прочее.

Тем не менее я не являюсь сторонником отставки Кадырова. Он очень популярен у себя в республике и пользуется поддержкой ее населения, с чем нельзя не считаться. При этом следует отдать Рамзану Кадырову должное – его заслуги в деле восстановления республики и сохранения в ней стабильности нельзя недооценивать. И в то же время такой руководитель республиканского уровня и известный политик, как Кадыров, должен быть более сдержанным в своих высказываниях. Все-таки официальная власть старается, пусть и не всегда удачно, вести с оппозицией диалог – ее представители регулярно появляются на федеральных телеканалах, дают комментарии в печатных СМИ и Интернете, они даже имеют право голоса в Госдуме. При этом власть позволяет им вести диалог порой в такой резкой форме, какая была бы немыслима, к примеру, на Западе. Т.е. власть старается поддерживать определенный баланс интересов, а Кадыров своими высказываниями этот баланс разрушает, озлобляя при этом и правозащиту, и оппозицию.

Следует, правда, отметить, что Рамзан Кадыров очевидно уже раскаивается в своей резкости: он начал объясняться, конкретизировать, кого и что он имеет в виду, и т.д. да, наша оппозиция весьма неоднородна. Хватает в ней откровенных конъюнктурщиков, работающих на имидж, на гранты, на дестабилизацию ситуации. Но есть и очень опытные профессиональные эксперты, к примеру, экономисты, чье мнение власть непременно должна услышать.


— Последствия данного скандала в очередной раз обойдут стороной чеченского лидера?

— Мне кажется, что эта дискуссия постепенно сойдет «на нет», став при этом серьезным уроком для Рамзана Кадырова. Но при этом, безусловно, кто-то «пропиарится» и заработает дополнительные очки.

Лично мне намерение Совета по правам человека направить высказывание Рамзана Кадырова на экспертизу с целью сделать соответствующие выводы не кажется правильным. Хотя таким намерением СПЧ, несомненно, выразил определенную позицию, и это мнение было услышано в администрации президента. Возможно, что с Кадыровым уже поговорили «как надо» — не зря он так поспешно принялся сглаживать впечатление от своих слов.

Что будет дальше – предположить трудно, известно ведь, каким взрывным и непредсказуемым может быть Рамзан Кадыров. Не так давно, например, он готов был разрешить проблему с Украиной, ангажировав на это самых верных своих сторонников. В общем, он всегда выражал готовность к принятию самых радикальных решений. Однако на этот раз поднявшаяся волна общественного возмущения покажет ему, да и некоторым другим политикам аналогичного толка, что не следует подливать масла в огонь. Нужен диалог со всеми политическими и общественными силами в стране, ведь только вместе с ними власть сможет решать самые сложные проблемы – не допускать роста социальной напряженности, избегать социальных взрывов, подобных Майдану. И все это необходимо делать исключительно в правовом русле, где нет места политической нетерпимости. Политика должна быть чистой, свободной и от радикализма, и от популизма.