Бизнесмен Сергей Шишкарёв умело наращивает свое состояние в переломные для страны периоды
Совладельца группы компаний «Дело» Сергея Шишкарёва смело можно включить в число кандидатов на стремительный рост благосостояния. Еще в 90-е он сотрудничал со скандально известным Марком Ричем, а также засветился в приватизации порта Новороссийска. Спустя пару десятков лет о нем вновь вспомнили – но уже в связи со странной сделкой с офшорами племянника и приватизацией контрольного пакета «Трансконтейнера». Впрочем, ни один из этих фактов, судя по всему, не является препятствием для бизнесмена в вопросе возможного участия в стратегических госпроектах.
В феврале этого года ГК «Дело» стала единоличным владельцем АО «Зерновой терминал КСК», произошло это после выкупа ею 25% плюс одна акция у своего экс-партнёра – американского трейдера Cargill, функционировавшего в России с 1991 года. Оценить значимость этого события позволяет тот факт, что речь идет о терминале в Новороссийске, занимающем лидирующую позицию по объёмам перевалки зерна на экспорт. Более того, в планах холдинга Сергея Шишкарёва значится увеличение его мощности с 8,5 млн до 10 млн тонн уже в ближайшие годы.
При этом у бывшего депутата Госдумы имеются значительно более масштабные планы, способы реализации которых вполне логично могут заинтересовать, особенно с учетом его неординарной биографии.
Показательным примером является идея Шишкарёва о создании второй «торговой артерии» Восточного полушария, которая могла бы пройти «из Юго-Восточной Азии через порты Индии и Ирана и далее по железной дороге, через Каспийское море в Россию, Центральную Азию, через Чёрное море из Турции в Россию и Европу». В соответствии с идеей основателя ГК «Дело», такого рода торговый коридор вполне способен стать реальным конкурентом для существующего маршрута через Суэцкий канал. Впрочем, без внимания бизнесмена не остается и еще один перспективный маршрут, носящий альтернативный характер – это Северный морской путь.
В мечтах миллиардера наверняка теплится мысль о создании чего-то подобного датской Maersk – признанного мирового лидера в сфере контейнерных перевозок. Примерно два года назад на фоне западных санкций датчане ушли из России, тем самым предоставив огромный простор для деятельности отечественным игрокам. И сейчас вопрос состоит лишь в том, кто и каким образом сможет воспользоваться столь грандиозными возможностями и не придется ли потом с помощью денег налогоплательщиков спасать заигравшегося гиганта.
Кредитная неожиданность
Впрочем, если обратиться к событиям, имевшим место несколькими годами ранее, то становится понятно, что государству определенным образом уже доводилось помогать Шишкарёву. В частности, осенью 2019 года название его группы компаний оказалось на слуху в связи с приватизацией крупнейшего в стране контейнерного оператора. Тогда практически не было сомнений в исходе этого процесса – была уверенность, что контрольный пакет «Трансконтейнера» достанется «Енисей Капиталу» Романа Абрамовича и Александра Абрамова. Однако по факту события развивались иначе, и победителем торгов стала как раз группа «Дело», которая предложила сумму 60,3 млрд рублей, фактически превысившую стартовую цену в полтора раза. Финансирование этой сделки было осуществлено в большей степени за счет кредита Сбербанка. Факт признавал и сам Шишкарёв, отмечавший «очень напряженную» долговую нагрузку.
Напряжение, судя по всему, действительно оказалось чрезвычайно серьезным, о чем свидетельствует тот факт, что в августе 2022 года «Росатомом» через дочерний «Атомэнергопром» был досрочно реализован опцион на покупку 19% ГК «Дело», полученный после приватизации «Трансконтейнера». На сегодняшний день госкорпорации принадлежит 49% группы, а Шишкарёву – 51%. Какой в итоге была сумма сделки по опциону, неизвестно, но эти средства компания обещала направить в том числе на проведение расчётов с кредиторами.
Таким образом, после этой сделки ГК «Дело» практически наполовину стала государственной, при этом Сергей Шишкарёв сумел сохранить в ней не только контрольный пакет, но и кресло председателя совета директоров. И такое сочетание выглядит весьма странно, поскольку, как видится, представляет собой не вполне равноправное партнёрство, ведь с одной стороны здесь – атомный гигант, с другой – бизнесмен, отличающийся масштабными амбициями в самых разных направлениях. Подтверждением чему является тот факт, что помимо бизнеса в сфере грузоперевозок Шишкарёв активно вкладывает деньги в спорт, развивая тем самым Федерацию гандбола России, а еще он имеет отношение к кинематографу – пару лет назад им был создан продюсерский центр.
Держать на контроле столь большой спектр интересов крайне сложно, особенно с учетом того, что некоторые из них связаны с «напряжённой долговой нагрузкой». Именно поэтому вполне логичным кажется предположение, что как раз по подобной причине структуры Сергея Шишкарёва решили закрыть новороссийскую компанию «Винодел», срок существования которой составил всего порядка года. Дело в том, что весной 2023-го компания претендовала на регистрацию торгового знака «Черноморское», а уже осенью подала заявление о собственной ликвидации. Как утверждает бизнесмен, винодельческий проект заморожен, подчеркивая при этом, что якобы «ни инвестиции, ни земля не потеряны». Проверить информацию вряд ли получится, поскольку в открытых источниках отсутствует хоть какая-то финотчётность компании «Винодел».
Обращает на себя внимание тот факт, что в конце прошлого года Сергей Шишкарёв выступил в качестве учредителя нового юрлица – ООО «Логин Дело» с уставным капиталом в размере двухсот млн рублей. Согласно ЕГРЮЛ, единственным видом нового ООО является согласно «деятельность холдинговых компаний». Сейчас сложно говорить о том, управлением каких активов займется новая фирма. Однако достаточно логичным кажется допущение, что в данном случае речь идёт об определенной реструктуризации внутри самой ГК «Дело».
Щедрый подарок
Если обратить внимание на предыдущие заметные изменения в структуре ГК «Дело», то они датируются 2015 годом, то есть вскоре после того, как у российских компаний начались проблемы в иностранных юрисдикциях. В частности, Сергей Шишкарёв стал единоличным владельцем кипрской компании DeloPorts. Речь в данном случае идет о ключевом активе, имевшимся у группы на тот момент, и втором по величине стивидоре в новороссийском порту.
Ранее 10% DeloPorts находились в собственности офшора LanuriaLtd, контроль над которым осуществлял родственник Шишкарёва Тимофей Телятник. В соответствии с оценками экспертов, сумма сделки могла составить порядка пятидесяти млн долларов.
Как отмечал источник «Коммерсанта», объяснением этой сделки является стремление Сергея Шишкарёва перевести свой бизнес в российскую юрисдикцию. Это кажется вполне логичным, учитывая то, что серая перевалка грузов с проводкой денег через кипрские офшоры перестала быть актуальной. Судя по всему, между миллиардером и его племянником могли появиться определенные разногласия. Издание сообщало, что по некоторой информации Шишкарёв в свое время презентовал Телятнику акции DeloPorts, однако в конечном итоге «не захотел нести рисков, связанных с авантюрным подходом партнёра к решению задач». Но такие объяснения, несмотря на определенную жизнеспособность, вряд ли способны объяснить всю странность выкупа собственного подарка за 50 млн. Каков результат сделки?
Выведенные в банки на Западе 50 млн вряд ли были проиграны Тимофеем Телятником в казино в Монако. Скорее всего родственники смогли разделить бизнес на «здесь» и «там». Причем один из них, как говорится, припарковал активы за границей, сам живет там же, и, кажется, не опасается последствий открытых заявлений о поддержке украинских фондов. При этом другой занимает иную позицию, принимая участие в реализации российских стратегических целей в вопросе развития логистики с крупнейшими госкорпорациями. Как итог – сложившаяся беспроигрышная комбинация?
Однако в бизнесе Сергея Шишкарёва случались и другие не менее интересные и закрученные сюжеты. Как уже рассказывала «Наша Версия», успехи группы «Дело» на международном рынке связаны с поддержкой американского миллиардера Марка Рича, основавшего известную трейдинговую компаниюMarcRich&Co, сейчас переименованную в Glencore. В начале 90-х Марк Рич вынужденно отошел от управления компанией и переехал в Швейцарию по причине появившегося подозрения в сокрытии налогов на сумму более 48 млн долларов. Однако в 2001 году бизнесмена помиловал Билл Клинтон, который как раз уходил с должности президента. Этот факт тогда породил новые подозрения в коррупции в отношении последнего.
Здесь стоит вспомнить о том, что Сергей Шишкарёв имеет образование военного переводчика – в 1992 году он окончил Военный Краснознамённый институт Минобороны. Правда сразу после завершения учебы он уволился с военной службы, а спустя год уже зарабатывал валюту на перевалке грузов для иностранцев. Существует мнение, что тогда имели место некие «консультации», которыми молодой бизнесмен расплачивался со своим американским партнёром. Какой характер могли носить подобные «консультации», можно лишь предполагать. При этом очевидно, что едва ли не более интересной фигурой для иностранцев был отец нынешнего миллиардера Николай Шишкарёв.
Сын главного диспетчера
По словам сына, Николай Шишкарёв «был абсолютно далёк от коммерции», а распад СССР случился, когда он работал в должности главного диспетчера порта Новороссийска. Однако с учетом того, что Шишкарёв-старший имел серьёзное влияние в порту, то ГК «Дело», а также офшор Seetrass, вряд ли возникли вне поля зрения Николая Шишкарёва. Также сложно поверить в то, что к созданию нового бизнеса был непричастен Валерий Быков, занимавший тогда должность гендиректора порта.
В начале 90-х бывшие советские управленцы получили колоссальные возможности. В результате Шишкарёвы и Быков управляли многими процессами на оживлённом участке госграницы со всеми вытекающими последствиями. Они чуть ли не сами назначали руководителей ведомств, контролирующих порт.
В 1992 году случилось важное событие для новороссийского порта – его акционировали, превратив в ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), акции достались трудовому коллективу. Одновременно с этим имели место и важные изменения для объединений «Инфлот» и «Союзмежтранс», ранее располагавших монополией на агентирование судов. Они приобрели форму частных компаний. Конкурентом этих предприятий и стала фирма «Дело» 25-летнего Сергея Шишкарёва. По некоторым данным, к 1998 году она стала основным транспортным агентом НМТП, имея право на осуществление более половины всех агентских, посреднических и экспедиторских услуг.
В результате сложилась ситуация, когда у компании сына главного диспетчера НМТП оказался доступ к огромным денежным потокам. Что касается непосредственно порта, то у него осталась лишь 15-процентная доля в её капитале. Такую схему нельзя назвать уникальной, поскольку в те времена многие крупные предприятия занимались созданием подобных как бы «дочерних» структур на паях с дружественными бизнесменами. Прибыль в таких компаниях могла долго копиться на счетах с целью последующего выкупа акций у работников, для большей сговорчивости которых использовали многомесячную невыплату зарплаты. И здесь следует вновь вспомнить про Марка Рича.
В 1994 году Сергеем Шишкарёвым была запущена в НМТП перевалка стали с Новолипецкого, Магнитогорского и Карагандинского металлургических комбинатов, затем подключился алюминий и другие виды сырья. Поставки выражались миллионами тонн, и, как признавался сам Шишкарёв, компания «Дело» зарабатывала на каждой тонне по два-три доллара. Эти средства тратились на скупку акций у работников НМТП. Через десять лет порт охватит корпоративный скандал, который приведет к тому, что Шишкарёв-младший будет вынужден уступить свою долю примерно за сто млн долларов, однако это уже отдельная история. Очевидным остается тот факт, что в 90-е он являлся полновластным хозяином морской гавани в Новороссийске, а Glencore был лидером по вывозу из России металлов.
Судя по некоторым публикациям в открытых источниках, как раз с подачи руководителей порта могли быть утверждены в должности начальник Новороссийского линейного отделения МВД России Александр Манякин и руководитель местной таможни Виктор Сырма. Последний, насколько можно судить, после увольнения с госслужбы работал как раз в структурах ГК «Дело», как и экс-силовик Новороссийска Задимидченко. В то же время, как говорят, отличавшегося несговорчивостью полковника милиции Евгения Федорякина нашли убитым в его собственном авто…
Учитывая специфику того времени, такие события вполне могли укладываться в понятие «нормальности». Однако вопрос в другом. Как все это воспринимать на сегодняшний день, с учетом международного масштаба бизнеса, стратегического значения порта и карьерных интересов прежних участников процессов?
В 2019 году журналисты охарактеризовали Шишкарёва «тёмной лошадкой, которая вышла в высшую лигу российского бизнеса». Случилось это на фоне приобретения предпринимателем «Трансконтейнера». А спустя два года он был включен в рейтинг богатейших российских бизнесменов по версии Forbes. В списке предприниматель оказался на 152 позиции. Судя по всему, Шишкарёв намерен улучшить свое положение в рейтинге за счет новых приобретений. Подтверждением таких планов может служить недавно выкупленный у американцев «Зерновой терминал КСК». Вопрос состоит лишь в том, за чей счёт намерены провести эти сделки?
Безусловно, мечта о создании отечественного конкурента Maerskявляется достаточно красивой. Однако насколько она осуществима для человека, являющегося героем закрученных историй перевалки грузов в порту Новороссийска на заре становления рыночной экономики?
Не без властных амбиций
Отдельного внимания заслуживает и политическая карьера Сергея Шишкарёва, который в конце 90-х являлся советником министра путей сообщения России Николая Аксёненко. Существует версия, что важную роль в данном вопросе сыграл его тесть Александр Шатов, в своё время трудившийся в административно-хозяйственном управлении Министерства путей сообщения СССР. Пост советника министра стал для молодого предпринимателя первым шагом в законодательную власть.
В 1999 году Сергей Шишкарёв стал депутатом Госдумы от партии «Родина», помощь в создании которой он оказывал Дмитрию Рогозину. Однако уже через семь лет он вместе с несколькими соратниками покинул партию, перейдя в «Единую Россию». Такое решение он обосновывал «неприятием огульной критики власти». Через год он смог переизбраться в Госдуму, где возглавил транспортный комитет.
Оставаясь владельцем одного из крупнейших транспортных холдингов страны, Шишкарёв стал соавтором закона «О морских портах», где помимо прочего для операторов портовых терминалов была предусмотрена возможность аренды причалов у государства на срок 49 лет вместо одного года. Очевидно, что здесь имело место прямое продвижение интересов собственного бизнеса, однако тогда особой шумихи не случилось.
Однако скандал вокруг думской деятельности Сергея Шишкарёва все-таки произошел – уже перед очередными выборами в 2011 году. Тогда Владимир Жириновский публично обвинил его в бездействии. «Я требую немедленно освободить Шишкарёва от должности председателя комитета по транспорту. Немедленно. Этот человек должен отвечать. Весь год падают самолёты, и комитет в лице Шишкарёва ни на что не реагирует», – заявил тогда политик. Основатель группы «Дело», защищаясь, озвучивал угрозы на тему того, что подаст в суд иск о клевете. Но в реальности этого наверно не произошло, поскольку каких-то упоминаний на данную тему в судебных картотеках обнаружить не получилось.
В том же 2011 году ходили слухи о вероятной смене партии Сергеем Шишкарёвым. Дело в том, что по итогам совместных праймериз «Единой России» и Народного фронта в Краснодарском крае он оказался на непроходном месте. Поэтому поговаривали, что на очередные выборы он якобы намерен идти по списку КПРФ. Но, наверное, скандал с Жириновским отбил у Шишкарёва всякое стремление к публичной политике, и в итоге пятый созыв Думы стал для него последним.