Пусть горит наше горе

Как прошла в этом году масленичное действо в Никола-Ленивце

Арт-парк в живописном уголке Калужской области известен не только летним фестивалем «Архстояние», но и сожжением огромных арт-объектов на Масленицу. В этом году на глазах у публики был сожжен огромный вулкан из березовых стволов и веток под названием «Черная гора». 

Автором сжигаемого объекта впервые стал местный житель Константин Фоминов, до этого во главе бригады помогавший вдохновителю арт-парка Николаю Полисскому возводить подобные объекты. Идея Фоминова сжечь вулкан была признана лучшей на масленичном конкурсе в этом году. Вместе с вулканом в преддверии весны, как всегда, должно было сгореть все плохое.

Вулкан возводился с конца ноября, а к началу февраля билеты на Масленицу уже были проданы. Утром 16 марта, в Никола-Ленивец (200 км от Москвы по Киевскому шоссе) стала прибывать публика, в основном, молодежь из Москвы – многие в довольно экстравагантных нарядах и масках. Ослепительно-солнечная мартовская погода в этом году способствовала масленичному настроению. Постепенно к 30-метровому вулкану выстроилась длинная очередь из желающих забраться на вершину, чтобы полюбоваться видом окрестностей. Весь день из динамиков раздавался шум, напоминающий рокот вулкана. Ближе к вечеру зрителей попросили выйти за ограждение и после небольшого представления, под речевки «Гори горе на горе! Прощай, зима! Весна, я иду к тебе!» действие началось: из вулкана повалил дым, вниз по стенам побежал как горящая лава огонь, и, наконец, вулкан заполыхал. 

Зрители (в этом году их было около 6 тыс чел) обступили ограждение плотным кольцом и фотографировали происходящее. Народ не расходился до темноты, пока вулкан не сгорел. Зрелище оказалось  впечатляющим.

Не менее впечатляющим было оно и в предыдущие годы, когда сжигались «Четвертая стена» (2023), «Вавилонская башня» (2022) – символ разъединения людей, «Замок корона-людоеда» (2021) и т.д. Самые интересные из объектов, как и самые оригинальные из постоянных объектов парка, придуманы художником Николаем Полисским, старожилом Никола-Ленивца и основателем арт-парка. 

Полисский считает огонь своим соавтором, поскольку никогда невозможно точно предсказать, как будет гореть то или иное сооружение. Искусство в виде огненной скульптуры творится у зрителей на глазах. 

Как шутит художник, благодаря этим огненным скульптурам Масленица в Никола-Ленивце, постепенно стала «главной Масленицей страны», и люди, которые приезжают сюда, требуют, чтобы нынешняя была не хуже предыдущей. И это, по его словам, «правильное развитие». 

По словам Полисского, то, что нынешний объект «Черная гора» придумали и соорудили его постоянные помощники из числа местных жителей, делает этот вид искусства действительно народным. «Они (мастера) долго помогали делать Масленицу, а потом сказали: «А мы сами можем!» 

По мнению художника, в Никола-Ленивце сбывается коммунистический лозунг: искусство принадлежит народу. Нынешняя Масленица, по его словам – пример того, как «на смену «скучному»  профессиональному искусству приходит искусство, вышедшее из другой сферы, другого знания, и оно может быть даже интереснее, чем профессиональное».

 

Прав тут мэтр лэнд-арта или нет – покажет время. Однако заметим, что искусство можно назвать народным, когда его не только создают, но и потребляют представители народа. Все-таки лэнд-артовая Масленица в Никола-Ленивце – хоть и отталкивается от народных традиций, но больше рассчитана на аудиторию и кошелек образованных горожан, столичного среднего класса. Наверное, искусство огненной скульптуры в арт-парке действительно станет народным, когда на Масленицу в Никола-Ленивец будет приезжать не только интеллигентная молодежь из столицы, но и широкая публика.