РЖД без конкурса отдает контракт на строительство трассы «Адлер-Красная поляна» стоимостью 29 млрд рублей компании «Трансюжстрой», с которой, видимо, тесно связан Олег Тони (вице-президент по строительному комплексу РЖД). Компания «Мост», которая может быть аффилирована с Тони, выигрывает тендеры РЖД, конкурируя дочерними компаниями.
Уже упоминавшийся «Трансюжстрой» забирает контракт на реконструкцию малого кольца московской железной дороги на которую предполагалось потратить 263 млрд и, проводя несогласованные с метрополитеном работы, едва не губит жизни пассажиров московской «подземки». Впечатляющий список «заслуг» господина Тони делает его одним из первых кандидатов «на вылет» с приходом нового главы РЖД Олега Белозерова.
Скажи мне кто твой друг
Инженер-строитель по образованию Олег Тони в своей карьере прошел путь от начальника производственного отдела в Строительном управлении до гендиректора «Балтийской строительной компании» и соучредителя «Трансстройбанка» и других. Близкими партнерами Олега Тони, похоже, были и остаются бизнесмены Игорь Найвальт, Анатолий Антипов и Александр Шевелев.
Деятельность партнеров господина Тони говорит за себя. Например, Игорь Найвальт основал в 1994 году известную «Балтийскую строительную компанию», которая долгое время была основным подрядчиком МПС. Широкую известность компания получила благодаря «стройкам века», среди которых реконструкция ж/д сообщения Москва-Петербург, строительство подъездных путей к Эльгинскому месторождению стоимостью $300млн. У проектов есть еще одна общая характеристика, кроме звания «строек века», — ни один из них не был завершен. Анатолий Антипов и Александр Шевелев также являются известными на инфраструктурой рынке персонажами. Анатолия Антипова журнал Forbes включил в список «королей госзказа».
Но обо всем по порядку. Дороги Тони, Антипова и Найвальта сошлись в начале нового тысячелетия, когда в 2002 году партнеры создали ООО «БСК» (не путать с «Балтийской строительной компанией», основанной Найвальтом в 1994). Похоже, что до сих пор доли в компании не менялись. По всей видимости Олег Тони, владеет 3% уставного капитала компании, Антипову принадлежит скромный 1%, Найвальту — все 76%. Помимо «БСК» некоторые из партнеров совместно владеют «Трансстройбанком», обслуживающим интересы строительных активов, а также имеют отношение к компании «Трансюжстрой». На последней нужно остановиться подробнее.
Олимпийские рекорды
История «Трансюжстроя» начинается в далеком 1974, когда был создан трест «Нижнеангарсктрансстрой» для строительства участков БАМа. Впоследствии трест с непроизносимым названием стал компанией «Трансюжстрой», которая вплоть до конца 90-х перебивалась непрофильными подрядами. Портфель компании включал даже проекты по строительству храмов — впрочем, опыт подобного строительства пригодится ей в будущем.
«Золотой век» для «Трансюжстроя» наступил после 2005 года, ровно после того, как Олег Тони поступил на госслужбу заняв кресло вице-президента по строительству «РЖД». Одновременно «Трансюжстрой» начал получать невероятные заказы вроде строительства к сочинской Олимпиаде совмещенной автомобильной и железнодорожной дороги «Адлер-Красная поляна» стоимостью 29 млрд рублей. Контракт этот компания получила без конкурса, о нем стало известно только после раскрытия монополией отчетности. Тогда представители РЖД оправдывали свои действия тем, что «Трансюжстрой» является давним партнером холдинга и тем, что Градостроительный кодекс якобы позволяет отдавать контракты вне конкурса. Комментируя этот проект газете «Ведомости» близкий к совету директоров РЖД источник сказал, что «на совете директоров выбор подрядчиков не обсуждался, это прерогатива менеджмента». Получается, господин Тони как вице-президент по строительству «отдал» заказ на своей же компании без конкурса?
Но этот заказ не был единственным — еще контракт на 13 млрд рублей на выполнение строительных работ на той же трассе «Адлер-Красная поляна» компания выиграла в конкурсе, в котором была единственным участником. Кроме многомиллиардных контрактов компании перепало от РЖД множество заказов поменьше. Например, в пресловутом Адлере «Трансюжстрой» возводила здание вокзала, перед Универсиадой в Казани компания строила линию «Аэроэкспресса». Сваливались на компанию и совсем непрофильные работы — в рамках поддержки господином Якуниным русской православной церкви «Трансюжстрою» отдали строительство храма Св. Александра Невского в Роттердаме.
Сегодня компанией «Трансюжстрой» официально владеет кипрский оффшор, след бенефициаров уходит на Британские Виргинские острова. Но до смены собственника доли друзей Олега Тони — Анатолия Антипова и Александра Шевелев — прослеживались очень хорошо. Первому принадлежала доля в 73%, второй владел долей в 18%. Всем известно, что Антипов и Шевелев имеют отношение к компании.
Скандальный мост
Еще одной компанией, получающей значительные заказы от РЖД, является «СК Мост». Она была основана в 1991 году предпринимателями Евгением Суром и Владимиром Костылевым, которые сегодня занимают не последние места в списках богатейших россиян. В 2012 году компанией заинтересовался и Геннадий Тимченко, прикупивший долю в 25%.
История с крупнейшим заказом «Моста» еще скандальнее, чем истории с подрядами «Трансюжстроя» — и сумма контракта выше в разы, и условия получения этого заказа совсем вопиющие. В 2008 году без всякого тендера по указу бывшего тогда президентом Дмитрия Медведева «Мост» получил подряд на строительство моста на остров Русский к саммиту АТЭС. Цена контракта превышала $1 млрд. Текст указа, кстати, официально опубликован так и не был.
Основные владельцы «Моста» Сур и Коростылев решили ковать железо пока горячо и после саммита АТЭС отправились за другими, не менее впечатляющими контрактами. Бизнесмены закружились с тогдашним главой РЖД Владимиром Якуниным. По всей видимости, тогда они и получили часть банка «Миллениум», в совет директоров которого входила жена Якунина Наталья и председателем совета директоров которого до сих пор является Олег Тони. Новые связи превратились в новые контакты для «Моста» — многие подряды РЖД были отданы «Мосту». Как-то журнал Forbes проанализировал тендеры РЖД и выявил интересную особенность — претендентами на одни и те же контракты зачастую являются разные подразделения «СК Мост». Например, контракт на реконструкцию Облученского тоннеля на Дальнем Востоке летом 2011 года оспаривали две компании. Группа «Строй-трест» (входит в «СК Мост») заявляла срок работы в 49 месяцев и просила за контракт 3.9млрд рублей. Конкурент «Строй-треста» — ОАО «УСК Мост» — обещала уложиться в 4,2 млрд рублей и 53 месяца.
История с «Мостом» является еще одним ярким примером, иллюстрирующим все ту же тенденцию — заказы РЖД, похоже, раздавались компаниям с учетом не опыта или технических возможностей подрядчиков, а наличия у них связей с топ-менеджментом монополии.
Халатность за 263 млрд рублей
Скандальные проекты преследуют партнеров Олега Тони постоянно — в январе прошлого года халатность «Трансюжстроя» едва не привела к гибели пассажиров метро.
Реконструкцию малого кольца МЖД под пассажирские перевозки РЖД решила отдать, разумеется, «Трансюжстрою» на которую предполагалось потратить 263 млрд рублей. Проектная компания «Трансюжстроя» представила руководству московского метрополитена проектную документацию, которая метрополитен не устроила. Переделав документы пару раз «Трансюжстрой» просто плюнула на согласования. В итоге при проведении работ вбиваемый столб едва не обрушился на головы пассажиров метро.
Но этот инцидент ничем не обернулся для «Трансюжстроя». Да, московский мэр грозно потребовал перед телекамерами найти и наказать виновных, но потом все было спущено на тормозах. Уголовное дело бы грозило компании Олега Тони только в случае, если размер ущерба превысил бы 500 тысяч рублей. «Подземка» в этот раз оценила ущерб в 356 тысяч рублей. Что по меньшей мере странно, так как похожий инцидент, случившийся в 2006 на станции «Войковская», метрополитен оценил в 70 млн рублей.
Случай с московской «поздемкой» может показывать размах вседозволенности и безнаказанности, царивших в РЖД. Но открытая передача миллиардных заказов без конкурсов своим же компаниям — это одна история, а вот случай едва не обернувшейся трагедией — совсем другое дело. Но ситуация для Олега Тони и «Трансюжстроя» может измениться в самое ближайшее время — слухи говорят, что новый глава РЖД Олег Белозеров в первую очередь произведет чистку рядов топ-менеджмента монополии. Вероятно с подобной историей работы Олег Тони не усидит долго в своем кресле.
Источник