Некоторое время назад московские политологи изрядно удивили жителей Калмыкии.
Сообщили, что осенью республику ожидают «беспроблемные выборы ». По мнению экспертов, электоральный потенциал врио главы Бату Хасиковадостигает аж 85 процентов – какие тут могут быть проблемы!
Было бы крайне интересно понять истоки оптимизма, который испытывают предсказатели в отношении перспектив Хасикова, но, увы, в опубликованных материалах этот секрет не раскрывается.
Например, если взять врио главы Челябинской области Алексея Текслера, назначенного на пост чуть раньше Хасикова и имеющего рейтинг «спонтанной известности» почти в два раза ниже (45 против 85), то с ним как раз все понятно. Эксперты института социальных исследований (ЭИСИ) отмечают, что он не только «ближе к людям», чем прежний глава области, но и демонстрирует новый политический стиль и способность жестко контролировать подчиненных. «Красный блокнот Теслера», в который врио главы Челябинской области записывает требующие особого внимания острые проблемы, уже стал своеобразным символом или, точнее, мемом.
Но вот у Хасикова никакого такого блокнота нет. За истекший месяц он не только не продемонстрировал способность контролировать что-либо, но и его жалкие потуги показать «близость к людям» пока вызывают лишь только недоумение.
Можно было бы подумать, что эксперты выдают столь щедрые авансы бывшему кикбоксеру в обмен на некоторую спонсорскую помощь. Но мы так не думаем. Дело, вероятно, в другом. К великому сожалению, реальность такова, что Калмыкия – небольшой регион с малочисленным и стремительно уменьшающимся населением. Много на ней не заработаешь, а стало быть, и интерес к ней минимальный.
Еще в начале апреля известный политтехнолог Евгений Минченко дал ровно тот же прогноз об электоральных перспективах Хасикова. Однако в отличие от коллег он свое мнениеобосновал : «За Калмыкию я бы беспокоился меньше всего, – отметил Минченко. – Там только что ушел непопулярный глава, и присутствует эффект высоких ожиданий от Бату Хасикова. Плюс – он там национальный герой. Я думаю, что Калмыкия входит в число менее проблемных регионов».
Прочие эксперты, видимо, решили не заморачиваться и просто вписали этот прогноз в свои исследования. При таком подходе становится понятной и совершенно фантастическая цифра в 85 процентов «спонтанной известности». Но все-таки многовато получилось. Таким рейтингом может обладать разве что Кирсан Илюмжинов, который не только долгое время возглавлял ФИДЕ, но и руководил Калмыкией в самые тяжелые для России годы, и многое сделал для выживания и развития республики. Хасиков же всего лишь спортсмен с весьманеоднозначной репутацией. Кстати, он так и не удосужился объяснить людям, что за история произошла с егодиссертацией .
Главное, однако, заключается в том – и странно, что этого не понимают или игнорируют московские политологи – на одной известности далеко не уедешь. Более того, можно подобрать множество примеров, когда известность определенного рода будет лишь мешать. С «эффектом высоких ожиданий» и вовсе все грустно: чем выше пьедестал, тем больней с него падать. Люди судят по делам, по делам и вознаграждают.
Сам Бату Хасиков сразу после назначенияуверял , что был готов к предложению возглавить республику. В частности, он продемонстрировал свое понимание первоочередных проблем Калмыкии, упомянув вопрос обеспечения ее жителей питьевой водой в качестве наиболее болезненной темы.
Вроде бы похвально, ничего не скажешь – вот только об этой проблеме известно, пожалуй, всей России, да и не водой единой жив человек. А вот дальнейшего желания глубоко изучить ситуацию в республике и искать пути ее улучшения Хасиков как-то не выказывает.
Любой человек, оказавшись на новом месте, прежде всего старается изучить обстановку, общается с коллегами. Сам же Хасиков на встрече с главами районов республикипризывал : «акцент в работе должен быть на плотное взаимодействие с правительством республики. Потому что, как я выяснил, проблемы в решении различных вопросов выражаются именно в не совсем быстрой и четкой коммуникации между органами власти». Но при этом почему-то лишь в середине апреля удосужилсязадуматься хоть о каком-то взаимодействии со своими министрами.
В итоге, когда в республике перестали выплачивать детские и социальные пособия, а также зарплату изрядной части бюджетников – в «профицитном» бюджете (предмете особой гордости бывшего главы Алексея Орлова), банально кончились деньги – Хасиков не только никак не среагировал на проблему, а попростууехал на федеральное совещание в Подмосковье. Может быть, он использовал этот случай для переговоров с федеральными чиновниками, поисков выхода из катастрофического, немыслимого в современной России, положения? Ничуть не бывало: саму проблему бюджетного дефолта врио главы Калмыкиипризнал лишь недавно.
Теперь Хасиков клянется, что начинает каждый день с мониторинга графика выплат, костерит «неграмотное планирование бюджета» и заверяет, что все долги будут выплачены до майских праздников. То есть, врио главы о проблеме все же знал, способен решить ее за две недели – но ничего не делал? Зачем же так себя разоблачать?
Есть подозрение, что подобные комментарии Бату Хасиков пишет не сам, за него это делает команда «столичных» политтехнологов. Надо признать, что московские пиарщики Хасикова работают кое-как. Просто взяли где-то стандартную методичку и шпарят по ней, не выходя из офиса. Например, общеизвестно, что часть избирателей (точнее, избирательниц), положительно реагирует на изображения детей и котиков. И вот Хасиков размещает в соцсетях заявление: «Мои дети будут расти в Калмыкии вместе с вашими детьми», тем самым, демонстрируя, что он все же отделяет своих детей от чужих. Само собой, жители Калмыкии несколько удивились такому подходу, немного пожурив врио главы.
Казалось бы, надо учесть печальный опыт, отложить на какое-то время подобные посты. Но зачем отказываться от того, что, если верить методичке, работает? И вот супруга Бату, Елена Хасикова радостносообщает , что их дочери исполнилось три года. Поздравляем, конечно – но неужели не стыдно прятаться за детьми?
Не лучшим оказался и один из последующих пиар-ходов Хасикова и его политтехнологов. На сей раз врио главы Калмыкии внезапнопообещал выучить калмыцкий язык. Внезапно – поскольку и он сам, и все его официальные биографии уверяют нас, что он вырос в республике. Выходит, прежде родной язык его не интересовал, а обещание нужно лишь для того, чтобы завоевать сердца избирателей и осенью занять заветное кресло?
И, раз уж мы заговорили об учебе – не получится ли у Хасикова с калмыцким языком так же, как с политологией? Напомним, в 2011 г. нынешний врио главы защитил диссертацию по политологии и получил степень кандидата наук. А в 2016 г. его диссертация былапризнана списаннойс чужого труда и звания еголишили . Хотелось бы знать – пишет ли Хасиков новую, на сей раз полностью свою, диссертацию, или забросил политологию за ненадобностью?
Есть дела, о которых лучше говорить тогда, когда они уже исполнены. Знание языка как раз и относится к одному из таких. Сюда же относится и еще одна любимая тема врио главы Калмыкии – инвестиции и подъем экономики. Это, действительно, одна из наиболее болезненных проблем республики. Согласно недавнемуисследованию Росстата, Калмыкия входит в пятерку регионов, жители которых вынуждены массово искать заработок за пределами родного края. В республике это 12,8 процента от трудоспособного населения, примерно каждый седьмой.
Бату Хасиков частопишет о том, что намерен решить эту проблему: «многие предприниматели не просто не смогли реализовать себя в нашем регионе, а были фактически вытеснены из степного края. Поэтому одной из ключевых задач, которую я перед собой ставлю, является создание условий для возвращения наших предпринимателей домой».
Намерение благое – куда-то оно приведет? Прежний глава республики Алексей Орлов, помнится, не реже раза в квартал обещал, что на Калмыкию вот-вот прольется золотой дождь инвестиций – и где они? Пропавшиемиллиарды Давида Якобашвили до сих пор ищут. Возможные «интересанты» – Орлов и Зотов – молчат.
Тем более опасно давать такие обещания в письменном виде: в случае неудачи от устного ляпа еще можно отбояриться – не так-де поняли, или еще что, а интернет помнит все. Беда в том, что общаться с людьми вживую Бату Сергеевич не умеет вовсе.
Это ярко проявилось в егоблиц-визите в Юстинский район. Побывав меньше чем за один рабочий день на полудюжине объектов и перерезав пару ленточек, Хасиков не нашел и получаса, чтобы пообщаться с простыми сельчанами. Будущие избиратели сделали соответствующие выводы – «скачет по верхам, людей просто боится». Как при таком отношении рассчитывать, что они стройными рядами отправятся на участки отдавать за врио свои голоса?
Известно как,объясняет «Новая газета». Оказывается, Калмыкия относится к числу регионов с низкой протестной активностью – то есть, ставь временно исполняющим обязанности кого угодно, и через полгода жители республики проголосуют за него, как миленькие.
С одной стороны, они, возможно, заслужили такую оценку, раз восемь лет терпели правление Алексея Орлова и его клики, по которым сейчас расследуется масса уголовных дел. Но, с другой стороны, это несколько обидно, а, главное – вовсе не соответствует действительности. Речь ведь идет не о готовности к массовым выступлениям, а о вполне легитимном голосовании. А тут, как признает сам автор «Новой», возможны сюрпризы: в регионах с наиболее высокой явкой избирателей на участки для голосования, кандидаты от партии власти проигрывают. Особенно, если кроме админресурса за ними ничего нет, а в кампании участвуют оппозиционные кандидаты.
Именно такой предвыборный расклад – невнятный врио от административной вертикали и один-два сильных оппонента – и складывается в Калмыкии. Еще перед Новым годом стало известно, что побороться за кресло главы намерен заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Народном Хурале Намсыр Манджиев. Кроме него конкуренцию Хасикову вполне может составить уроженец республики, ныне москвич Баатр Шонджиев, дипломат и финансист.
Последний, кстати, уже однажды конкурировал с главой республики – им в то время был Кирсан Илюмжинов – и проиграл ему с совсем небольшим отрывом. Оба возможных претендента обладают куда более серьезным, чем у Хасикова, деловым и политическим опытом, оба имеют широкие связи в элите Калмыкии, к обоим, насколько известно, довольно толерантно относятся в высоких кремлевских кабинетах. Выйди хоть один из них на старт предвыборного марафона – чего будет стоить медиаактивность Хасикова?
Поэтому радужный прогноз, выданный Бату Хасикову московскими политологами, вовсе не выглядит обоснованным. Предвыборная кампания не станет легкой прогулкой для врио главы Калмыкии и его пиар-команды. Особенно, если они не прекратят заниматься имитацией бурной деятельности в социальных сетях и не возьмутся, наконец, за решение реальных задач.