В связи с резким уходом российских туристов с курортов Турции, Египта и Таиланда всё чаще можно услышать злорадные реплики: »Ну всё, теперь экономике этих стран кранты. Они же без нас не выживут».
Точка зрения эта поражает своей наивностью, граничащей с тупостью. А что, до конца 90-х годов прошлого века, когда наши туристы начали массово осваивать недорогие южные побережья, экономики этих стран лежали в руинах, и голодные детки смотрели до боли в глазах на синие небеса, в ожидании первого чартера из России? Полвека назад там и курортов никаких не было, в современном понимании, и ничего, турки с египтянами как-то жили.
Разумеется, туризм принёс в эти страны новые рабочие места, очень прибыльный сектор экономики. Но нашему человеку, не избалованному кругозором, кажется, что кроме пляжей и экскурсий там ничего нет и ничего не производится. Уйдём мы — и работать несчастным туземцам станет негде. На самом деле, кроме небольших территорий, жизнь в Егитурланде практически не изменится. И вот почему.
Во-первых,
свято
тёпло место пусто не бывает. Управления по туризму почешут затылки и организуют рекламные кампании у традиционных клиентов — немцев и англичан. Со скидками, с отелями, освободившимися от назойливых русских, с танцами и бубнами. Таиланд уже это сделал, наводнив курорты организованной китайской саранчой.
Да, они морщат носы от диких нравов плюющей и гомонящей орды, но деньги решают. »Русские» отели в Паттайе через годик-два окончательно станут »китайскими», а кафешки »У Захаровны» переименуются в условный »Чоу Тай Фук». Если не состоится камбэк наших отдыхающих в Тургипет, ровно то же самое проделают и наши ближние курорты, но уже для европейской публики.
Во-вторых, значение туризма для этих экономик сильно преувеличено. В супертуристическом Таиланде туризм занимает всего… 8% ВВП! Промышленность, добыча ископаемых, сельское хозяйство и экспорт риса особенно — вот столпы тайской экономики. К тому же в процентном отношении доля россиян в туризме не так велика. Если исчезнут все наши, Таиланд потеряет максимум 0,5% ВВП, и то сомнительно.
У Турции эта цифра повыше — около 10% ВВП. Россияне занимают второе место по турпотоку (около 12%), сразу за немцами. Двенадцать процентов от десяти процентов? И это — крах экономики? Не смешите мои искандеры. Это печальная новость для наших диванных военов, мечтающих наказать неразумных хазаров путём отправки своей тушки в крымские гостиницы.
И даже в бедном Египте туризм занимает примерно 11% от всей экономики. Ну да, российские туристы там были в числе самых многочисленных, но тоже — не половина, и даже не четверть. Конечно, загрустят или уже загрустили хургадские хотельеры и дахабские дайв-инструктора, но не они определяют жизнь самой густонаселённой африканской державы (привет,madam_shazly !). А крестьяне долины Нила, нефтяники, энергетики и прочие добытчики матсредств.
Короче, от исхода наших туристов пострадают в основном наши туристы. Да ещё какая-то часть туристического сектора покинутых нами стран, на ближайшие 2-3 года. Но потом они восстановятся. А вот восстановитесь ли вы после »чудесных» двух недель в алуштинском пансионате, с толпой на переправе, — это ещё большоой вопрос…
popados