Судьба египетского авиалайнера А320, пропавшего с экранов радаров после вылета из французского аэропорта Шарля де Голля, из загадочной превратилась в трагическую. Стало известно о том, что в районе острова Карпатос греческие спасатели в море обнаружили спасательные жилеты с пропавшего самолета, а также обломки самого судна. Сейчас ведутся поисковые работы с целью обнаружить пассажиров авиалайнера.
Напомним, на его борту находились 66 граждан 12 государств: 56 пассажиров, в т.ч. детей, и 10 членов экипажа. В поисках участвуют, кроме греческих, итальянские, британские, кипрские и французские специалисты.
Тем временем ведутся активные поиски ответа на вопрос о причинах катастрофы (ее факт официально подтвердили президент Франции Франсуа Олланд и власти Египта). Руководство компании-перевозчика EgyptAir выразило родственникам погибших свое соболезнование, однако сочло своим долгом заявить, что техническое состояние погибшего авиалайнера было превосходным, и с начала полета с борта не поступало никаких сигналов тревоги. Согласно спутниковым данным, в районе полета не было зафиксировано никаких взрывов или чего-либо подобного.
Среди наиболее вероятных причин катастрофы называют возможную техническую неисправность судна и, в духе времени, теракт. Последнюю версию активно поддержал глава российской ФСБ Александр Бортников: он уже призвал к принятию всех возможных мер по выявлению лиц, могущих быть причастными к организации данного теракта. Стоит отметить, что на данный момент ответственность за гибель египетского лайнера не взяла на себя ни одна организация. Какова ни была бы причина крушения, все заинтересованные стороны прилагают максимум усилий к ее выяснению.
На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал известный политолог и оппозиционер Вячеслав Мальцев.
— Пока ни одна террористическая группировка не взяла на себя ответственность за крушение авиалайнера. Официальный Париж (как и Каир) на сей счет тоже не делал никаких заявлений. Тем не менее глава ФСБ уверен, что это был теракт. Из имеющейся в открытом доступе информации можно сделать такой вывод? Или господин Бортников, возможно, просто хочет оставаться в тренде?
— Как это ни прискорбно признать, но господин Бортников, впрочем, как и вся ФСБ, в очередной раз проявил себя как непрофессионал и фантазер. На мой взгляд, причина катастрофы в пренебрежении требованиями безопасности служб французского аэропорта. Я не устаю повторять уже почти год – французские аэропорты являются одними из самых небезопасных в мире, потому что нанимают на работу уж слишком большое число мусульман. А данный египетский борт вылетел именно из французского аэропорта.
Да, вероятность того, что данный самолет стал жертвой теракта, высока, но не выше вероятности того, что здесь имели место технические неполадки или пресловутый человеческий фактор. Чего еще можно ждать от сочетания египетской авиакомпании и французского аэропорта? Вот когда над Синаем рухнул российский авиалайнер – тогда было, по-моему, совершенно очевидно, что имел место террористический акт, и российская сторона, кстати, сразу же озвучила эту версию. Конечно, самолеты, как аппараты тяжелее воздуха, имеют печальное свойство иногда падать на землю. Но авиалайнеры 320 серии все-таки известны своей надежностью, так что мысль о теракте в этом случае приходит на ум первой.
Что касается господина Бортникова – он и дальше может упражняться в своих догадках, все равно он больше ни на что не способен.
— Если предположить, что действительно имел место теракт, кому и за что его заказчики могли послать «черную метку»? Следует отметить, что ни Франция, ни Египет даже не пытаются играть в большую политику… в той же Сирии. В отличие от России.
— Большая политика тут совершенно ни при чем, иначе не было бы терактов ни в Париже, ни, к примеру, в Бельгии. Это «специфика» современного терроризма, весьма отличающегося от «аль-каидовской» версии. В «Аль-Каиде» все-таки было единоначалие, своего рода «вертикаль власти», чего нельзя сказать, к примеру, об ИГИЛ*. Его боевики совершают теракты не для чего-то, а просто потому что им так взбрело в голову и к тому же подвернулась возможность. Как тогда, когда мусульманин, исключительно по наитию и велению души, никем не «уполномоченный», прихватил с собой супругу да и пошел громить магазин кошерных продуктов.
Так и в этой истории – я совсем не исключаю того, что какой-то араб, точно так же по велению души, увидел возможность подложить взрывное устройство и поспешил этой возможностью воспользоваться. А то, что таких возможностей пруд пруди, давно не секрет.
— Может в данном случае Москве стоит перестраховаться и ограничить авиасообщение с Францией, откуда вылетел потерпевший крушение самолет?
— Увы, Европа и ее аэропорты стали источником повышенной опасности вследствие проводимой там миграционной и кадровой политики. Это касается не только Франции, но и Бельгии, и многих других стран. Исключения немногочисленны, например, «Британские авиалинии», которые не доверяют никаким службам безопасности и пользуются исключительно услугами своих собственных специалистов.
Все, кто хоть раз воспользовался услугами этой авиакомпании, знают, как строга ее служба безопасности и как трудно найти с ней «общий язык», и не только потому, что язык этот – английский (хотя и к английскому у них очень серьезные требования; только попробуй замешкаться при объяснении, что у тебя в чемодане). Эта служба контролирует абсолютно все – погрузку багажа, все этапы его следования, личный досмотр пассажиров и т.п. Я последний раз летал самолетами «Британских авиалиний» в 1998 году – и уже тогда имел возможность в полной мере оценить уровень профессионализма их службы безопасности. К сожалению, до этого уровня никак не могут подняться большинство европейских стран, так что ожидать от них оперативного предотвращения терактов не приходится.
А камлания господина Бортникова – давайте-де все объединимся против терроризма – просто смешны. Во-первых, кто эти «все»? Во-вторых, что такое терроризм и кто именно является террористами? Например, по мнению ИГИЛ, рассадником мирового терроризма является Россия. В общем, «объединиться всем» будет как минимум проблематично, так что лучше пусть каждый задумается над тем, чтобы обеспечить свою собственную безопасность.
* Террористическая группировка, деятельность которой запрещена на территории РФ по решению Верховного суда.