18 февраля 2022 года состоялось очередное заседание Коллегии Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), проведенное Президентом Евразийского патентного ведомства (ЕАПВ) Ивлиевым Григорием Петровичем.
В этот же день, на сайтах ЕАПВ и Роспатента опубликована новость о проведении церемониивступления
Г.П. Ивлиева в должность Президента ЕАПВ.
https://www.youtube.com/watch?v=nxDAPuOOGiA
Но реальная хронология этого назначения вызывает определенные вопросы.
Есть все основания полагать, что новый Президент ЕАПВ нарушил Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Поскольку он приступил к полномочиям первого руководителя международной организации, оказывающей платные услуги для физических и юридических лиц из разных стран, будучи руководителем Федеральной службы Российской Федерации.
И так, 10 февраля 2022 года на сайте ЕАПВ опубликована новость опрекращении полномочий в качестве Президента ведомства Тлевлесовой Сауле Январбековны.
11 февраля полномочия Президента в соответствии с результатами выборов, проведенных 9 августа 2021 года, приняты Г.П. Ивлиевым.
По сообщению осведомленных источников, 10 – 11 февраля С.Я. Тлевлесовой и Г.П. Ивлиевым подписаны акты приема-передачи дел ведомства. С 11 февраля ведомство работает в штатном режиме под полным руководством Г.П. Ивлиева. При этом на сайте ЕАПВ освещено, что в рамках церемонии назначения были проведены все необходимые процедуры по проверке документов и приему дел, по результатам которых Г.П. Ивлиев подписал соответствующие акты. Но сама новость об этой церемонии, которая фактически состоялась 11 февраля,опубликована на сайте ведомства только 18 февраля.
Этот пробел в информационном освещении деятельности ЕАПВ связан с тем, что Г.П. Ивлиев освобожден от должности руководителя Роспатента в связи с выходом на пенсию распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 февраля2022 года за № 270-р.
Таким образом, избранный за шесть месяцев до вступления в должность Президент по неизвестным причинам с 11 по 17 февраля (полную рабочую неделю) совмещал две должности одновременно.
И здесь возникает целый ряд вопросов. Правомерны ли такие действия в рамках законодательства Российской Федерации и права Евразийской патентной организации, в состав которой входят восемь стран (Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, Армения, Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан). Будут ли на такое самоуправство реагироватьорганы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации , включая Генеральную прокуратуру.
Проинформировал ли Г.П. Ивлиев, подписывая 11 февраля документы о приеме дел ЕАПВ и вступлении в должность руководителя ЕАПВ, страны Евразийской патентной организации о том, что он все еще является руководителем национального патентного ведомства. Будут ли такие действия со стороны Г.П. Ивлиева признаны законными странами Организации. Правомерны ли подписанные с 11 по 17 февраля акты (документы) ведомства, принятые новым Президентом за эту рабочую неделю решения.
Не менее интересным является основание назначения. В соответствии с распоряжением Правительства Г.П. Ивлиев освобожден от предыдущей занимаемой должности в связи с выходом на пенсию. Получается на новую должность он назначен также в связи с выходом на пенсию? Означает ли это, что трудовое законодательство Российской Федерации на ЕАПВ не распространяется?
Стоит отметить, что сами по себе последние выборы Президента этой организации сопровождаются весьма интересными обстоятельствами. К примеру, подписание контракта с избранным в августе 2021 года Президентом почему-то 22 декабря 2021 годасостоялось именно в Роспатенте. При этом в церемонии подписания контракта участвовали представители только от двух стран из восьми: Республики Таджикистан и Республики Беларусь.
От всех событий, описанных выше, возникает ощущение, что ЕАПВ и Роспатент являются одной структурой. По крайней мере руководство Роспатента при выходе на пенсию может продолжать трудиться на посту руководителя ЕАПВ.
Но главным вопросом в этой истории остается тот факт, что, несмотря на проведение выборов и подписание соответствующего контракта заблаговременно (избран за шесть месяцев до назначения, контракт подписан за полтора месяца до вступления в должность), Г.П. Ивлиев после своего официального назначения еще неделю продолжил работать в статусе руководителя Роспатента.
Вероятнее всего эта ситуация требует правовой оценки в рамках российского законодательства. Все же речь идет о должностном лице Федерального органа Российской Федерации и о международной организации, штаб-квартира которой расположена также на территории Российской Федерации.