Александр Брод: «Конечно, инцидент в Севастополе с гимном про «безумную Россию» многих возмутил. Однако лишение человека свободы отнюдь не гарантирует того, что в тюрьме он выучит его правильные слова и встанет на путь исправления. Ведь в нашей системе исполнения наказаний часто практикуются и пытки, и унижения, в спецучреждениях имеют место удручающие санитарно-бытовые условия. Т.е. человек выходит или физически и духовно сломленным, или еще более закоснелым в своих неправомерных устремлениях».
К числу символов государства, оскорбление которых карается законом, вскорости может присоединиться и государственный гимн. Такая законодательная инициатива была выдвинута в апреле этого года, после досадного случая в Севастополе. Потому ли, что для крымчан слова российского гимна еще не стали привычными, или по каким-то другим причинам, но на одном из массовых мероприятий в текст гимна, транслируемый на большой экран, вкралась неприятная опечатка – Россия была названа не «священной», а «безумной» державой. Некоторые, и в их числе сенатор Вадим Тюльпанов, в этой ошибке увидели злой умысел, который должен караться законом, и Верховный суд согласился с этой точкой зрения. Максимальное наказание за это правонарушение — год лишения свободы.
По мнению пользователей соцсетей, благодаря извечному российскому разгильдяйству поводов применять статью УК об оскорблении государственных символов у нас и есть, и еще будет предостаточно. Например, в бытность свою ФСКН отметила 10-летний юбилей размещением на одном из столичных зданий огромного баннера, на котором красовался бело-красно-синий вместо бело-сине-красного триколор. Все объяснения главы ведомства Николая Карташова насчет ветра были сочтены смехотворными – ветер еще мог перевернуть, но никак не перепутать полотнища российского флага. Просто, как всегда, кто-то сделал тяп-ляп, а кто-то не проконтролировал.
Такой же «неизвестно чей» триколор красовался в прошлом году на городской площади Уфы во время празднования Дня Независимости. Устроители торжеств тогда тоже попытались свалить ответственность за постыдный инцидент с одной больной головы на другую, ничуть не более здоровую – виновной была объявлена ивент-компания, которой была поручена организация торжеств. Куда, правда, смотрели городские чиновники – осталось загадкой. Так что, случись применить ко всем этим промахам статью УК – еще неизвестно, кого придется привлекать.
На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал член СПЧ, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод.
— Год тюрьмы за оскорбление гимна — это много или, наоборот, мало? Может, следовало бы ограничиться исправработами? Помахал бы человек 300 часов метлой, потрудился бы на благо России… Что вы думаете на сей счет?
— Безусловно, государственные символы — и герб, и флаг, и гимн — необходимо чтить. И совершенно справедливо, что законом установлена ответственность за их оскорбление – в отношении флага и герба уголовная, а в отношении гимна пока административная (по-моему, это штраф до 150 тысяч рублей). Но все-таки и лишение свободы сроком до года, и исправительные работы сроком до полугода, на мой взгляд, все-таки чересчур сурово.
Во-первых, все мы не устаем жаловаться на то, что нашу пенитенциарную систему необходимо «разгрузить», но при этом законодатели регулярно находят способы загрузить ее еще больше. К тому же это как-то слабо стыкуется с идеей гуманизации законодательства. Во-вторых, встает чисто терминологический вопрос – что именно подразумевается под оскорблением государственного символа, к примеру, того же гимна. Если человек плохо выучил слова или даже позабыл – это оскорбление гимна или нет? Или певец в процессе исполнения взял неверную ноту – это как?
Конечно, инцидент в Севастополе с гимном про «безумную Россию» многих возмутил. Но не следует забывать, что лишение человека свободы, особенно при всех «особенностях» нашей системы исполнения наказаний, отнюдь не гарантирует того, что человек в тюрьме встанет на путь исправления и выйдет из нее полностью обновленным, в т.ч. и выучившим слова гимна. Часто из тюрьмы, где пока имеют место и пытки, и унижения, и удручающие санитарно-бытовые условия, человек выходит или физически и духовно сломленным, или еще более закоснелым в своих неправомерных устремлениях.
Что касается слов гимна – увы, у нас их вообще мало кто знает. Даже парламентарии при его исполнении зачастую просто открывают под фонограмму рот. Так что не стоит в искажении слов гимна всегда искать злой умысел – по большей части это или недомыслие, или просто плохая память. Конечно, есть «контингент», намеренно оскорбляющий государственные святыни России. Это ненавистники нашей страны, которых особенно много, к примеру, на Украине. Для них ни герб, ни флаг, ни гимн, ни памятники России не являются достойными уважения. Но ведь для них и российский закон не писан, и ответственность по нему им не грозит.
Инициатива Тюльпанова и его единомышленников ударит прежде всего по россиянам. Среди них, конечно, могут быть и те, кто действительно потешается над гимном, но они делают это вследствие низкой культуры, общечеловеческой и правовой, что, в общем-то, повод не для праведного гнева, а, скорее, для сострадания и тревоги. В общем, наши законодатели, как всегда, перегибают палку, подходя к серьезным проблемам чересчур поверхностно.
— Существуют множество примеров, когда чиновники глумились на госсимволами, пусть и непреднамеренно. Какие меры нужно применять к самим законодателям за подобные оскорбления?
— Да это все явления того же порядка. Искать в действиях российских чиновников злонамеренную составляющую все же не стоит, так же, как и исключать ее совсем. Наши чиновники — плоть от плоти народа, и некоторым в той же мере свойственны низкий интеллектуальный и культурный уровень, головотяпство и безответственность, как и некоторым обычным гражданам страны.