Мировой тренд на экологичный транспорт в мегаполисах не мог обойти стороной Москву, не удивительно, кому хочется жить в газовой камере? Однако, одно дело развивать не электрокары в Калифорнии, а совсем другое там где холод быстро разряжает аккумуляторы, особенно, когда нужна маневренность и сетка проводов, закрывающая небо, тоже никого не вдохновляет. На помощь пришли новые технологии и новые мощные аккумуляторы, так появились электробусы.
Период с 2018 по 2020 год для столицы стал переломным, сегодня на линию выходит 500 электробусов, но все троллейбусы заменить на новый вид транспорта за такой короткий срок времени пока не получилось. Сейчас электробусы подходящие под российскую сертификацию производят компании ГАЗ и КАМАЗ, именно их электрокары ежедневно курсируют по своим маршрутам в столице и перевозят жителей. Производить большее количество машин на той же линии без постройки дополнительных мощностей они не могут. Как результат, для более быстрого перехода на электробусы не хватает подвижного состава. Поэтому некоторые маршруты пока заменены газомоторными автобусами.
В России есть еще один производитель автобусов который принял участие в гонке по выпуску электробусов, это Volgabus, компания еще 2017 году представила свой опытный образец. Пять лет назад на улицах Москвы еще можно было встретить автобусы Волжанин, это были автобусы того же завода Volgabus, но их главной проблемой стало то, что в случае поломки, гарантийных обязательств завод изготовитель находился в 1000 км от места эксплуатации. Судя по всему, аналогичные сложности стали проблемой и для электротранспорта.
В 2018 году было принято решение выпускать электробусы совместно с Белорусским заводом МАЗ и на базе предприятия Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода «СВАРЗ» ГУП «Мосгортранс» собрали один опытный образец на основе автобуса МАЗ, чтобы пройти сертификацию и запустить линию. К 2020 году проект электробуса МАЗ со сборкой в Москве так и не был реализован. Весной 2020 года Минский автомобильный завод представил свой первый электробус МАЗ 303Е10, о планах сотрудничества с правительством Москвы и поставкой этой модели в Россию пока ничего не известно.
Возможно, именно поэтому правильным решением было вывести на улицы города электробусы завода ЛИАЗ под брендом ГАЗ, их завод находиться в Московской области, что упрощает гарантийное обслуживание и поставки новой техники.
Редакция обратилась за комментарием к эксперту в области электроэнергетики и электротранспорта Сергею Сизикову:
«У Мэрии Москвы есть запрос на большое количество электробусов и конкретные планы по их внедрению, но у производителей электробусов есть свои ограниченные возможности и цикл производства, который зависит еще от таких факторов как поставщики комплектующих, некоторые находятся за рубежом.
Для производителей автобусов и троллейбусов создана новая ниша — электробусы. Она пока не заполнена. При свободном рынке у каждого есть возможность поучаствовать в её заполнении и создать свою конкурентную модель. Это большие возможности и для крупных заводов, и для новых игроков.
Например, есть британский стартап Arrival. Данный проект заинтересовал Мэрию Москвы, идут переговоры о тестировании проекта на улицах столицы, так как инфраструктура для электробусов уже есть и работает. Если тестирование британских электробусов Arrival будет удачным, то они смогут попасть на улицы Москвы при условии, что сборка будет в России. Стройка нового завода электробусов в России это привлечение инвесторов, а также новые рабочие места.
Сейчас электробусы в столице делятся на два разных типа эксплуатации, одни заряжаются на ночной зарядке в парке и могут проехать около 250 км на одном заряде, другой тип электробусов проезжает на одном заряде до 70 км. У последнего типа электробусов на конечных станциях водитель подъезжает к зарядной станции и поднимает пантограф, для полной зарядки требуется до 20 минут. Инфраструктура для зарядки электробусов в столице создана с нуля и эксплуатируется ежедневно».
Переход на электробусы затрагивает не только Москву, в Санкт-Петербурге, Рыбинске, в Ростове-на-Дону, Краснодаре также можно встретить электробусы на улицах города. Главный сдерживающий фактор быстрого перехода на этот современный вид транспорта остается цена, примерно 33 млн рублей стоит один электробус. Не каждый регион имеет возможность купить электрический автобус в силу отсутствия необходимых средств, помимо покупки нужно создать инфраструктуру для подзарядки и обслуживания такого транспорта. Безусловно, все движется вперед и переход на электробусы для большинства городов неизбежен.
Справка об эксперте:
Сизиков Сергей Валентинович (28.10.1982), генеральный директор «Донэнерго» (2019 – н.в.). С 2014 по 2016 был замгендиректора по капитальному строительству и материально-техническому снабжению АО “Донэнерго”. С 2016 по 2018 исполнительный директор АО “Донэнерго”. Сергей Сизиков является специалистом в области генерации, в том числе в области зелёной энергетики (ВИЭ). Внедрил на своём предприятии, работающем на всю Ростовскую область первый в России программный комплекс, автоматизирующий сбор данных с электросчетчиков.